Мозаика в храмах, ✞ примеры и фото разных техник

Римская мозаика

Постепенно технология обработки используемого материала становилась более совершенной. Чтобы собрать цельное изображение мастера брали ровные куски камней. Это позволяло сделать каменные полотна четкими.

Сегодня можно говорить о 4 техниках того времени используемых в искусстве создания каменного полотна.

  1. Крупная мозаика, предусматривающая использования камней размером более 4 мм.
  2. Римская мозаика – здесь мастера работали с камнями размером менее 4 мм.
  3. Флорентийская мозаика. В нем камни разных размеров собирались в цельную картину. В середине композиции мог быть основной необработанный камень, его постепенно обрамляли более мелкими частицами.
  4. В четвертой технике мастера работа с равными по размеру камнями. Они собирали их в картину с правильной геометрической формой. Такие изделия можно сравнить с шахматной доской.

Для создания мозаики использовалась не только галька. Мастера работали с известняком и щебнем, стеклом, мрамором. Дешевле всего было создавать картины из стекла (смальты). Такие полотна украшали потолки и полы в различных храмах и богатых дворцах. Для создания смальты брали кобальт и кремниевую кислоту. Этот элемент придавал основному материалу нужный оттенок и стекло буквально начинало сиять изнутри. Внешне казалось, что такие работы выполнены из драгоценных и полудрагоценных камней.

Первые изображения

Есть церковное предание о появлении самой первой иконы. Одному восточному царю очень хотелось иметь изображение Христа, и он послал к Нему своего придворного художника. Однако, как ни бился тот, ему не удавалось передать черты лица Спасителя. Тогда Христос сжалился над живописцем. Умывшись, Он вытер лицо куском полотна, и передал это полотно, на котором запечатлелся Его лик, художнику. Так возникло известное всем изображение Христа, которое называют «Спас Нерукотворный» (иначе – «Спас Мокрая брада», поскольку борода и волосы на этом образе прямые, будто мокрые).

Спас НерукотворныйДвусторонняя выносная иконаШкола или худ. центр: НовгородВторая половина XII в.Onasch 1961: XII в.Антонова, Мнева 1963: Середина XII в.Лазарев 1969: 1130–1190-е годыНовгородская икона 1983: Конец XII — начало XIII вв.Лазарев 1986: XII в.ГТГ 1995: Вторая половина XII в.Лазарев 2000/1: Вторая половина XII в.Иконы Успенского собора 2007: Вторая половина XII в.Eastmond 2013: Ок. 1200 г.77 × 71 смГосударственная Третьяковская галерея, Москва, РоссияИнв. 14245

Другое предание о появлении изображения Спасителя, повествует, что оно возникло на плате, которым добрые женщины утерли лицо Христу, когда он шел на Голгофу, изнывая под тяжестью креста.

Первая рукотворная икона принадлежит кисти одного из семидесяти апостолов, евангелиста Луки. Это изображение Богородицы. Считают, что он так же был автором изображений апостолов Петра и Павла. Иконопись складывалась постепенно. Для поздней античности характерны изображения Христа в виде символов – агнца, чаши, книги или рыбы. Иногда Христа рисовали в виде молодого безбородого мужчины с ягненком на плечах – широко известный сюжет, получивший название «Пастырь добрый».

Однако постепенно, в восточной части Римской империи, позднее получившей название Византийской, стал складываться тип изображений, который мы сегодня твердо ассоциируем с иконописью. Техника исполнения ранних икон была разной. Это и энкаустика – письмо горячими восковыми красками, которые остывая, давали удивительный эффект «живости» изображения, и мозаики.

Самые древние дошедшие до нас образы относятся к IV веку. Это, в числе прочего, знаменитое изображение Христа из Синайского монастыря святой Екатерины. Позднее, после III Вселенского Собора, догматически закрепившего почитание Девы Марии, стали появляться изображения Богородицы, а еще позднее — святых.

Техника древнерусской мозаики полов

Различают две разновидности техник набора мозаичных полов. Первая использовалась в X столетии. Примером такого способа оформления могут служить полы Десятинной церкви. Мозаика в этом храме выложена непосредственно на черновой пол. При этом пластинки мрамора, порфира и яшмы вдавлены в довольно толстый слой известково-цемяночного раствора. Примером второго способа укладки мозаики, который начал использоваться в XI в., может служить оформление собора св. Софии в Новгороде. В этом случае площадь пола предварительно покрывалась большими плитами известняка или шифера. Далее в них делались углубления, которые и заполнялись мозаичным набором, выполненным из кубиков смальты. При использовании обеих техник мозаикой украшался не весь пол целиком, а лишь центральная его часть. Остальная площадь заполнялась керамической плиткой с цветной поливкой.

Мозаика в дизайне интерьера современного жилища

Являясь не только облицовкой, но и красивым декором, мозаика будет уместна в любом помещении. С помощью этого декоративного приёма можно украсить городскую квартиру, частный дом или офис.

Панно в жилых комнатах

Благодаря экологичности материалов, мозаичные узоры органично впишутся в спальни и гостиные. Причём не только на полах и стенах. Фактура материала позволяет отделывать даже выпуклые поверхности.

Удачно подобранные оттенки в настенной композиции с каминомУзор на акцентной стенеВ гостиной комнате мозаичное решение предполагает различные варианты: и в виде панно, и даже целой стеныМожно декорировать камин для придания ему завершённого вида

Облицовка кухни и ванной

Для кухонного пространства оптимально украсить мозаикой рабочую зону, где она станет ярким акцентом, либо сгладит интенсивность общего фона. Оттеночную гамму следует подбирать под общий дизайн интерьера. Из материалов следует отдать предпочтение наиболее устойчивым – смальте, керамике, стеклу.

Золото во вкраплениях оригинального фартука добавит пространству освещенияЯркий акцент кухонного фартука всегда придаст помещению нотку свежестиФартук с запрограммированным мозаичным рисунком

Для ванной комнаты оптимальным решением будет использование плитки из стекла или смальты.

Дизайн изысканной ванны будет стоить очень дорого, но долговечность и высокая эстетичность окупят затратыМозаичное покрытие в стиле «Гауди» придаст ванне волшебный колоритТурецкий хаммам – прекрасный декор для частной сауны

Мозаика, в сравнении с любой другой отделкой, в любом дизайнерском интерьере выглядит более значимо и интересно. Её использование подчёркивает благосостояние и эстетический вкус хозяев дома.

Драгоценные узоры

— Как сложилась судьба отца?

— Пережив в Ленинграде блокаду, он стал инженером и работал на . А дед, не покидавший мастерскую Академии художеств (по совокупности трудов он получил звание профессора), умер в феврале 1942 года. Он успел отправить через Ладогу мозаичные узоры, сделанные для станции «Новокузнецкая» московского метро. Его усилиями, добавлю, были сохранены мозаики разрушенной в 1930-е гг. древнекиевской церкви Архангела Михаила.

Ну а первые ленинградские станции «одевали» мозаикой, в том числе флорентийской, с использованием полудрагоценных и драгоценных камней, его ученики. Немало произведений искусства, сделанных тем же способом, хранится ныне в Эрмитаже. В свое время туда попали некоторые предметы из коллекции деда, хотя большая ее часть не сохранилась. А жаль, в Петербурге, мне кажется, должен появиться такой музей: в стенах мозаичного отделения Академии художеств или на Большом проспекте В. О., 64, где тоже находилась мастерская Фроловых…

— Но это искусство не отошло в прошлое. Какие у него перспективы?

— Не скажу, что я в восторге от всех мозаичных произведений. Да и процесс выплавки смальты упростили — коммерческий подход зачастую берет верх. На мой взгляд, стало меньше ее оттенков, она уже не столь долговечна. Но традиции петербургской мозаичной школы, думаю, сохранились, и в лучших современных работах они проявляются. Нынешние мастера экспериментируют не менее удачно, чем их предшественники, смешивая стили и применяя новые материалы, что находит отражение при оформлении станций метро…

#мозаика #ремесленничество #декор

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 199 (6552) от 23.10.2019 под заголовком «Вечный «почерк» на стене».

Поделиться ВКонтакте Facebook

Класснуть

Что такое мозаика: происхождение и виды в истории

Мозаичная живопись зародилась более 5 тысячелетий назад. Самую древнюю мозаику обнаружили при раскопках храмов шумеров в культурном слое 4 тысячелетия до нашей эры.

Узор геометрического орнамента был выложен из обожжённых кусочков глины

История античности характеризуется широким распространением мозаики в украшении культовых сооружений и домов знатных вельмож. В это время появляются технологии производства цветных стёкол и тесселирования (подколки) камня.

Древнейший памятник с применением подколки – мозаики в городе Моргантина, Сицилия (III век до н. э.)

Расцвет искусства происходит в Византийскую эпоху. Использование более мелких деталей и утончённой кладки с золотым фоном придаёт произведениям внутреннюю утонченность.

Мозаичная фреска в храме Святой Софии, Константинополь (Стамбул)

В Россию мозаичные изображения пришли гораздо позднее, в Х веке, и сразу не получили особого развития в связи с недостаточностью необходимого материала. Начало производства в Киеве цветной смальты ознаменовалось расцветом этого направления.

Киевская София представляет самые известные в мире монументальные мозаичные панно и фрески начала XI века

Греческая мозаика

В Коринфе есть самая ранняя греческая мозаика, относящаяся к 5 в. до нашей эры. Это полотно выполнено в черно-белом цвете. Мозаиками греки сначала украшали только храмы. Сцены картин были взяты из мифов и прославляли того иного бога. Постепенно богатые греки начали украшать подобными картинами свои дома. Часто горожане заказывали для интерьера не только мифические сюжеты, но и сцены из своей жизни. Это был один из способов демонстрации своего благосостояния.

В процессе работы мастера использовали мрамор и разноцветную гальку. Популярными были черные, серые и белые оттенки. Нравилось мастерам работать и со стеклом разных оттенков. Укладка фрагментов картины производилась на сырую известь. В доме Диониса археологами была обнаружена наиболее масштабная мозаика, где бога изображали рядом со старцем Икарием. Простой человек приютил Диониса в Афинах, а в знак благодарности бог научил человека искусству виноделия. Огромные греческие мозаики включены в списки наследия ЮНЕСКО, это культурные ценности, которые достойны внимания всего мира.

Команда ЛюбиКамни

Как вам статья?

Мне нравитсяНе нравится

О почитании икон

Довольно распространено заблуждение, что православные люди молятся иконам. Правильно говорить: молятся перед образами. Икона не идол, а образ Спасителя, Богородицы или кого-то из святых.

В первые века христианство было еще в некотором смысле во власти древнееврейской традиции, запрещавшей изображение (создание идола) Божества. Когда возник ислам, объявивший о своей борьбе с идолопоклонничеством, он стал одной из причин возникновения в высших кругах Константинополя некоего духовного кризиса, выразившегося в ереси иконоборчества.

Это было в VIII веке при императорах Льве Исавре и его сыне Константине с говорящим прозвищем Копроним. Они и приближенные к ним представители духовенства объявили почитание икон идолопоклонничеством и попытались запретить и уничтожить все иконы в империи. Ересь была преодолена, о чем нам ежегодно в первую неделю Великого поста напоминает праздник Торжества Православия.

Доводы иконобрцев основаны, прежде всего, на ветхозаветном запрете изображать Божество, в чем они видят создание кумира (идола). Это заблуждение. Поскольку Бог воплотился через Марию Деву и вочеловечился, как гласит символ веры, он приобрел земные черты, стал человеком, а, значит, Его стало возможно изобразить. В еще большей мере это касается Богородицы и святых.

Кроме того, православный христианин молится отнюдь не иконе – доске, покрытой левкасом и темперными красками – а образу, который на этой иконе запечатлен. Икона для него как окно в иной, горний мир, возможность сконцентрироваться на молитве, отрешится от всего суетного и земного. Не случайно иконы называли «Библией для неграмотных».

Рассматривая образа, узнавая их сюжеты, персонажей, не умевшие читать простые прихожане проникались молитвенным настроением, уходя от повседневности.

Тем не менее, в наши дни распространено немало суеверий, связанных с иконами, и, по сути, ставящими иконы в один ряд с идолами. Вот некоторые из них:

  • найти икону, лежащую на земле, опасно, она может быть причиной «порчи»;
  • если вдруг упала икона, стоявшая на домашней «божнице», то это знак того, что в доме кто-то скоро умрет;
  • иконы, находящиеся в автомобиле – оберег от аварии;
  • образки, отпечатанные типографским способом «безблагодатны».

Церковь не одобряет суеверий и поверий в этом роде, подчеркивая, что иконы – не амулеты, обладающие магической силой. В молитве на освящение иконы говорится:

В этих словах – вся суть православного отношения к иконам. Почитание икон диктует человеку и особое отношение к ним. В каждом православном доме должны быть образа. Но недопустимо размещать их на книжной полке среди книг, косметики, статуэток и прочего. Для икон должен быть обустроен домашний иконостас, перед которым может собраться вся семья.

Самое лучшее место для икон – комната, где люди собираются вместе и принимают пищу, но возможно поместить «Божницы» и в других комнатах.

Иконы нельзя пачкать, ломать их, использовать не по назначению. Если икона пришла в полную ветхость и ее никак нельзя восстановить, то ее следует сжечь, а пепел закопать в чистом месте, где-нибудь на природе. Переезжая в новое жилище, верующий в первую очередь заберет и иконы.

Иконописание за века своего существования стало одной из важнейших составляющих православия, наложившей свой отпечаток на все аспекты религиозной жизни нашего народа.

Архитектура

Важное место в искусстве Византии занимает её архитектура. Её храмы значительно отличаются от классических античных храмов. Храм в эпоху античности выступал как обитель Бога, в то время как обрядовые действия и празднества происходили снаружи, вокруг храма или на прилегающей к нему территории

Поэтому в античных священных сооружениях главным был не интерьер, а экстерьер, т.е. внешний вид. Христианская же церковь строится как место, где собираются верующие, поэтому в ней главное значение имеет интерьер, но при этом внешний вид не теряет своего значения. В таком ключе был возведён храм св. Софии в Константинополе (532-537 гг.). Этот храм стал самым выдающимся и самым знаменитым творением византийской архитектуры. Его авторами являются зодчие Анфимий и Исидор. На первый взгляд может показаться, что это священное строение не выглядит слишком монументальным, однако его отличают великолепие форм, строгость и стройность композиции. Внутри он кажется необъятным. Эффект безграничного пространства создаёт прежде всего огромный купол, диаметром 31 метр, и находящийся на высоте 55 метров

Храм в эпоху античности выступал как обитель Бога, в то время как обрядовые действия и празднества происходили снаружи, вокруг храма или на прилегающей к нему территории. Поэтому в античных священных сооружениях главным был не интерьер, а экстерьер, т.е. внешний вид. Христианская же церковь строится как место, где собираются верующие, поэтому в ней главное значение имеет интерьер, но при этом внешний вид не теряет своего значения. В таком ключе был возведён храм св. Софии в Константинополе (532-537 гг.). Этот храм стал самым выдающимся и самым знаменитым творением византийской архитектуры. Его авторами являются зодчие Анфимий и Исидор. На первый взгляд может показаться, что это священное строение не выглядит слишком монументальным, однако его отличают великолепие форм, строгость и стройность композиции. Внутри он кажется необъятным. Эффект безграничного пространства создаёт прежде всего огромный купол, диаметром 31 метр, и находящийся на высоте 55 метров.

Нужна консультация преподавателя в этой предметной области? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Византийские архитекторы прославились и за пределами своей страны. В этом плане стоит отметить собор Сан-Марко (св. Марка) в Венеции, постройка которого датирована XI в. Это сооружение представляет собой пятинефную базилику, в которую удачно и органично вписан равноконечный крест. Каждый отрезок креста перекрыт собственным куполом, и повторяет в общей конструкции единую тему креста в квадрате. Самый большой купол находится в центре постройки. Интерьер собора поражает своим великолепием, он украшен полихромной мозаикой и облицован мраморными плитами.

В последний период существования Византии (XIII-XV вв.) её архитектурные творения становятся всё более сложными. Монументальные строения распадаются как бы на несколько небольших самостоятельных построек. Кроме этого, всё больше значения придаётся наружной декорации построек. Яркий пример тому монастырь Хора в Константинополе, который впоследствии был перестроен в церковь Кахриз Джами.

Тысячи оттенков Исаакия

— Почему смальта оказалась самым удобным материалом?

— Это прочное цветное стекло, выплавляемое по специальной технологии с добавлением оксидов разных металлов (медь, олово, железо, марганец и т. д.). Кварцевый песок (он служил исходным сырьем), предварительно очищенный от примесей, издавна добывали в окрестностях Петербурга, недостатка в нем не было. А свойства получаемого материала зависели от добавок, придававших ему нужный цвет, химического состава стекломассы и режима обжига.

Статья по теме:


Знамя с кренделями. Как петербургские ремесленники придумали себе отличительные знаки

Так, для работ над художественным убранством Исаакиевского собора, где были переданы тончайшие полутона, мозаичисты использовали смальту более 12 тысяч оттенков. Ее краски не блекли, она не трескалась и «противостояла» сырости: этот материал мог служить веками. Причем старая смальта, обладая насыщенным цветом, не имела блеска в отличие от современной, то есть мало походила на «стеклышки». Вот ее-то (равно как и керамику, покрытую тонкой эмалью) и выпускали для оформительских нужд братья Бонефеде.

Смальта формировалась в прямоугольные плитки, которые раскалывали на небольшие квадратные и прямоугольные куски. В мастерской при ИАХ практиковался римский (прямой) способ мозаичного набора: металлическую «сковороду» (рамку) заполняли временной мастикой, наносили контуры изображения, а потом «рисовали» смальтой, достигая при этом потрясающей реалистичности. Камушки плотно укладывали, подбирая их по размеру и цвету, затем тонировали швы восковыми красками и полировали.

Считалось, что выполнять такую работу, точно повторяя оригинал, мог только дипломированный художник. По сути, это была не копия, а самостоятельное произведение, требовавшее высокого дарования, такая работа была дорогостоящей и отнимала много времени. Смальтовые «картины» Исаакиевского собора, создававшиеся более полувека (62 мозаики общей площадью свыше 500 кв. метров), получили золотые медали на выставках в Лондоне и Париже (в 1860-х гг.) и европейское признание…

— В их создании участвовал ваш прадед?

— Да, Александр Никитич Фролов, одним из первых в России удостоенный звания академика-мозаичиста, выполнял иконы из смальты для этого и других соборов, а одна из его работ получила медаль на Всемирной выставке в Вене. Под его руководством были установлены также мозаичные орнаменты в московском храме Христа Спасителя. Многие годы он возглавлял мозаичное отделение ИАХ, для которого было выстроено отдельное здание (3-я линия В. О., дом 2а), а в 1890 году основал с сыном первую русскую частную мастерскую такого рода и стал ее руководителем.

Материалы для различных видов мозаики

Технологии сегодняшнего дня сильно отличаются от примитивизма античности и позволяют создавать широкий спектр материалов для мозаичных покрытий. Разновидности таких облицовок определяются типом материала и его качественными характеристиками.

Стекло и смальта

Стекло является древнейшим отделочным материалом. В наше время находится на первых позициях по спросу.

Благородная игра цвета стеклянной мозаики

Предпочтение отдаётся венецианскому стеклу с превосходными физическими характеристиками:

  • долговечностью;
  • жаро- и морозоустойчивостью;
  • ударопрочностью;
  • водостойкостью;
  • богатством колорита.

Смальта – это то же стекло, но с добавкой калиевых солей и некоторых органических соединений. Яркий и совершенно непрозрачный материал получается путём вторичного запекания стекла с добавлением красителей. Получившиеся кусочки имеют яркие цвета с глянцевой и матовой поверхностью.

Современные технологии позволяют получить до 10 тысяч оттенков, что создаёт простор для творчества

Керамика и металл

Керамика так же весьма востребованный материал для декоративной мозаичной облицовки. Работы по её укладке отличаются от обычного плиточного покрытия лишь размером тессер – составляющих мозаичного рисунка.

Бесспорное достоинство керамической мозаики – широчайший ассортимент и разнообразие цветовой палитры, структуры и текстуры материала

Однако при выборе нужно знать, что более плотная структура керамики меньше подвергается загрязнению и абразивным воздействиям. Пористый материал, несмотря на высокую декоративность, менее прочен и более подвержен износу.

Металл – чисто современный материал для мозаичных произведений. Его использование в дизайне обычно оправдывается общим стилистическим направлением.

Для подобного покрытия применяют нержавеющую сталь в виде тонких листов в 0,5 мм, что обеспечивает лёгкость и прочность облицовки

Отдельные модули крепятся на специальную резиновую подложку, придающую гибкость покрытию и позволяющую украсить мозаикой любую неровную поверхность. Однако металл чаще применяют в качестве выразительного акцента и крайне редко – для цельных покрытий.

Натуральный и искусственный камень

Натуральный камень – исключительно дорогостоящее сырьё. Даже дешёвый туф, не говоря уж о мраморе, малахите, ониксе или яшме, требует неоднократного дробления, шлифовки и придания тессерам необходимой формы.

Такая мозаика отличается исключительной цветовой насыщенностью, прочностью, но требует бережного и тщательного ухода

Такое покрытие не терпит действия кислотосодержащих жидкостей – вина, соков, уксуса, а в интенсивно эксплуатируемых местах рекомендуется натирание специальными восковыми составами. Обычно применяется в создании композиционных узоров для полового покрытия.

Керамогранит – новый синтетический строительный материал, обладающий массой достоинств: ударной прочностью и простотой укладки, высокой стойкостью к повреждениям.

Широкая цветовая палитра позволяет решать любые задумки дизайнера

Керамогранитная плитка отличается разнообразием фактурного покрытия. Это может быть глазурь, рельеф, имитация древности, различные инкрустации. Применяется для отделки ванных комнат, хозяйственных и рабочих зон, внешних фасадов.

Прочие материалы

Среди прочих видов нестандартных материалов для мозаики можно выделить пластик. Тессеры из этого сырья представляют тонкие (4 мм) пластины ПВХ с имитацией керамической плитки.

При следовании определённым стандартам такое покрытие отличается качеством и прочностью

С его помощью легко видоизменить и обновить интерьер, не привлекая большие средства. А человеку даже с минимальными навыками не сложно произвести самостоятельный монтаж.

Золото и платина – самые дорогие материалы, используемые в мозаичных панно.

Драгоценные металлы в виде тончайшей фольги прокладываются между стеклами и применяются как штучные вставки

Такая мозаика органично смотрится на стенах и в прозрачной голубизне бассейнов.

Страшный суд

Страшный суд. Новгородская школа, XVI век. Государственная Третьяковская галерея

Иконы и фрески Страшного суда — это подробный рассказ о будущем. Наверху — Христос-судия, окруженный ангелами и святыми, апостолы, раскрывшие «книги жизни», где записаны все дела людские; ниже справа выстроились праведники, слева — грешники. Но самое необычное происходит в центре композиции, где извивается огромный змей, унизанный кольцами. Змей пытается укусить пяту Адама (он молится перед Христом-судией) и напоминает о персонаже, с которого началась вся история человеческих грехов, — змее-искусителе. Кольца на теле змея — мытарства, посмертные испытания души, которые определяют, ждать ей Страшного суда в аду или в благом месте. Вокруг змея — сцены битвы: ангелы и демоны борются за души людей, а вверху добрые и злые дела каждого человека взвешиваются на весах, «мериле праведном», причем бесы подкладывают на чашу греха свитки с записями всех дурных дел, которые человек сотворил при жизни и не испо­ведал. Внизу, в огненном озере, на адском звере (из одной его пасти обычно выходит змей мытарств) сидит дьявол и держит на коленях маленькую фигурку. Это Иуда, главный грешник человеческой истории, предатель Христа. Среди образов, рассеянных по всей композиции, иногда можно заметить зверей и рыб, выплевывающих человеческие руки, ноги и головы, и женщин, которые держат в руках гробы или корабли, полные людей. Это сцены воскресения из мертвых: умерших отдают на Суд земля и море в облике женщин, а вместе с ними — животные, которые поедали трупы.

Читающие дети в Москве

Сущевский Вал, 49

 Russia Wikitravel

Мозаика середины 1960-х годов украшает торец бывшей фабрики «Детская книга». Здесь соединились детские и вполне себе взрослые мотивы — космиче­ские корабли и радуга, вертолеты и искусно выполненные башенные краны, красноармеец со знаменем и Спасская башня, а также читающие дети. Ниже — цитата из Ленина: «Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали». Новый застрой­щик, который перестраивает фабричное здание в жилой комплекс, намерен сохранить гигантское панно: это действительно одна из самых впечатляющих мозаик советской Москвы.

Создание икон

Иконопись, является древнейшим церковным искусством, которое доступно лишь людям с чистой и светлой душой. Автор иконы обязательно перед работой молится и постится, прося Бога вдохновить его на написание шедевра.

Чаще всего икона пишется на специально просушенной и подготовленной деревянной доске, самой популярной является доска из липы или другого дерева мягкой породы. При этом процесс их создания очень сложен, и иконописцу требуется провести немало времени, трудясь над своим шедевром, а после окончания творческого процесса произведение искусства следует освятить с помощью молитвы и окропления святой водой.

Некоторые древнерусские иконы использовались столетиями, и по сей день считаются чудотворными – в их честь возведены храмы и проводятся церковные праздники. Другие – менее известные, но тем не менее дарящие благодать и умиротворение истинным верующим.

К сожалению, изготовленные традиционным способом иконы являются не долговечными, если не соблюдать строжайшие условия их хранения. Поэтому мастера иконописи нашли способ продлить их срок службы, создавая иконы не с помощью кистей и красок, а с помощью мозаики.

Технология мозаики

Главным достижением византийцев в мозаичной технике было то, что они научились придавать стеклянным кусочкам любую форму. Но чаще всего старались использовать квадраты и прямоугольники. Редко встречаются в изображениях круги и овалы.

Прямой набор — это особенность техники византийской мозаики. Кубики смальты не шлифовали, их выкладывали в ряд плотно друг к другу. Происхождение мелких деталей связано с повышением уровня мастерства. Небольшие кубики позволяют точно изобразить черты лица, сделать картину более изящной и добиться мягкого перехода цветов. Художники итальянской национальности создавали грубые панно, византийские отличаются утонченной кладкой ликов, одежды, умелым изображением игры света и тени.

Еще одно отличие от мастеров других стран — золотой фон. Благодаря такой технике картины ложатся немного неровно, что придает им специфический отблеск. При этом соблюдаются пропорции фигур, хотя все лица выполнены по одному эталону. Его и сегодня можно заметить на иконах и других изображениях святых.

Католическая версия Спаса Нерукотворного

Католическая версия появления иконы существенно отличается от православной. Это отражается и во внешнем облике образа.

Во время шествия Христа на Голгофу над ним сжалилась благочестивая еврейка Вероника. Она подала Спасителю льняной платок, дабы он мог вытереть лицо от пота и крови.

Считается, что тот самый платок ныне хранится в соборе Святого Петра в Ватикане. Тем не менее, в той же Италии, в Манопелло, был обнаружен еще один плат чудесного происхождения. Исследования показали схожесть лика Христа на этой реликвии (кстати, он виден с обеих сторон и способен неуловимо меняться) с изображением на Туринской Плащанице.

Тем не менее большинство исследователей считают историю с Вероникой просто красивой легендой.

Описание образа 

Нерукотворная икона Иисуса положила начало эпохальной иконографической традиции. На иконах этого типа изображается только лик Иисуса, обычно окруженный цельным нимбом, символизирующим цельность и единство Веры. Иногда изображение дополняется фоновым изображением креста.

Существуют иконы, где Спаситель окружен второстепенными фигурами: ангелами, апостолами, святыми и медальонами с изображением чудес Господних.

В православии наиболее распространены два типа Спаса Нерукотворного. Первый называется Мандилион («Спас на убрусе») и отсылает нас к чудесной истории с исцелением Авгаря. Изначально голова Спасителя рисовалась на светлом фоне, символизирующем льняную ткань. Позже добавилась имитация складок ткани (например, у прославленного иконописца Ушакова).

Второй тип, Керамидион («Спас на чрепии»), мало отличим от предыдущего. Однако он служит отображением уже упоминавшегося чуда, когда лик, изображенный на платке, отпечатался на глине. На таких образах лик Спасителя отображается на более темном фоне, иногда встречается более-менее детализированное изображение кладки.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий