использованная литература
- Бордман, изд. Джона , Оксфордская история классического искусства , 1993, OUP, ISBN 0-19-814386-9
- Dodwell, CR; Живописное искусство Запада, 800-1200 , 1993, Йельский университет, ISBN 0-300-06493-4
- Грабарь, Андре, Византийская живопись , Скира / Макмиллан, 1979, ISBN 0-333-25680-8
- Хениг, Мартин (редактор), Справочник по римскому искусству , Phaidon, 1983, ISBN 0-7148-2214-0
- Талбот Райс, Давид , Византийское искусство, 3-е изд. 1968 г., Penguin Books Ltd.
- Рансимен, Стивен , Византийский стиль и цивилизация, 1975, Пингвин
- Белый, Джон . Искусство и архитектура в Италии, 1250–1400 , Лондон, Penguin Books, 1966, 2-е изд. 1987 г. (ныне серия «История искусства Йельского университета»). ISBN 0-14-056128-5
Современное искусство
Византийские мастера показали достойный пример современникам. Их творческий путь продолжается и сегодня. Техника выполнения мозаики стала не просто визитной карточкой государства, но и образцом классического искусства.
Многие известные художники 21 века опираются на знания старинных мастеров. Они используют те же названия и определения, техники смешивания смальты и выкладывания стекла. Некоторые православные церкви украшены по канонам Средних веков. А в одном из центров изучения древних культур — художественной академии Равенны — есть класс по старинному искусству мозаики. Сов сего мира сюда приезжают специалисты для прослушивания лекций и участия в семинарах. Выпускники способны делать копии известных византийских картин и реставрировать изображения.
Сегодня можно увидеть старинные образцы в Стамбуле и Италии. Местные соборы и мавзолеи украшены изнутри великолепной мозаикой. В Равенне и Айя-Софии находятся самые древние примеры византийских изображений. А также можно найти панно в некоторых церквях Киева, мастера Руси также заимствовали идеи у византийцев.
Флоренция
Флорентийская мозаика Pietra Dura (с итальянского – «поделочный камень») — уникальная техника, самая сложная из существующих. Это древнейшее искусство, в основе которого положена работа с каменными пластинами.
Флорентийская мозаика была особенно популярна в XVI-XIX вв. В конце XVI в. В город были приглашены мастера из Милана, в котором создание изделий из камня в тот период времени процветало. Покровителями мастеров выступали члены семьи Медичи, которые создавали первые мастерские и впоследствии стали главными заказчиками.
- В работе использовали полудрагоценные камни — тигровый глаз, аметист, малахит, лазурит, гематит, яшму, мрамор, авантюрин, горный хрусталь, агат, халцедон;
- Проект рисунка создавался с учётом особенностей фактуры и естественного узора камней;
- Форма плиток не ограничивалась классическим прямоугольником;
- Платины укладывались настолько плотно друг к другу так, что зазор отсутствовал;
- Технику использовали для украшения стен, элементов мебели (столов, шкафов), шкатулок, шахматных досок;
- Филигранность исполнения («каменная картина»), сложность и реалистичность композиции. Мастера создавали марины, натюрморты, пейзажи, аллегорические сцены.
Мозаика, выполненная во флорентийской технике на створках деревянного шкафа, из 20000 цветных камней (яшмы, лазурита, мрамора, амазонита и прочих). Петергофская гранильная фабрика. 80-90-е гг. XIX в.
Древняя мозаика Рима стала базой, которой воспользовались будущие поколения мастеров. Но в то же время римская мозаика как искусство, как технология была заимствована у греков. В работе используются кусочки смальты или мелкого камня — преимущественно мрамора и других натуральных камней — в форме квадрата или прямоугольника. Традиционно римская мозаика использовалась для декора стен и полов помещений (и публичных, и частных).
Самая древняя мозаика датирована II в. до н.э. и найдена на греческом острове Делосе. Первые образцы – геометрические орнаменты, набранные из целых необработанных камней. Позднее появились стилизованные изображения людей и животных.
Известны следующие техники:
- Opus tessellatum, при которой в работу шли тессеры (каменные осколки) размером свыше 4 мм;
- Opus vermiculatum, для которой брали тессеры величиной не более 4 мм, что позволяло прорисовывать мелкие детали;
- Opus sectile, сочетавшую и крупные и мелкие пластины;
- Opus regulatum, где картины формируются из кусочков породы одинакового размера, выложенных ровными линиями.
- Светлый фон, хаотично набранный из однородных камней;
- Декоративные элементы (узор, фигуры) формируются за счёт более мелких фракций;
- Цветовая гамма картины ограничивается финансовыми возможностями заказчика – чем монументальнее проект, тем он дороже, тем более разнообразный материал используется, тем лучше художник может показать своё искусство и мастерство.
Влияние и наследие
Мозаики на Куполе Скалы в Иерусалиме демонстрируют влияние византийского дизайна.
Некоторые западные историки искусства игнорировали или игнорировали византийское искусство в целом. Например, очень влиятельный художник и историк Джорджо Вазари определил эпоху Возрождения как отказ от «этого неуклюжего греческого стиля» ( «quella greca goffa maniera») . Однако византийские художники и их мозаики, в частности, оказали большое влияние на быстро развивающееся исламское декоративное искусство, на Кейванскую Русь , а также на современных и современных художников по всему миру.
Исламское искусство началось в 7 веке с художников и мастеров, в основном обученных византийским стилям, и, хотя изобразительное содержание было значительно сокращено, византийские декоративные стили оставались большим влиянием на исламское искусство.
По мере распространения восточного православного христианства на север и восток Византийская империя стала экономически и культурно привязана к Киевской Руси . В конце 10 века Владимир Великий своим крещением ввел христианство и своим указом распространил его на всех киевлян. К 1040-м годам византийские мастера мозаики работали в соборе Святой Софии в Киеве, оставив неизгладимое наследие не только русскому декоративному искусству, но и средневековой живописи.
Византийские мозаики из смальты. Ранневизантийский период
Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне, V век Характерной особенностью мозаик мавзолея Галлы является контраст двух люнетов. Сцена с Добрым пастырем исполнена в духе античной пасторали с намеренной умилительностью образов. Сцена с образом св. Лаврентия демонстрирует рождение нового художественного языка. Композиция ясна, отличается простой симметрией крупных форм. Изображение намеренно выведено на передний план. Начатки обратной перспективы создают иллюзию «опрокидывающегося» на зрителя пространства.
Баптистерий Православных в Равенне, V век Мозаичная живопись купола весьма эффектна. Фигуры апостолов показаны в движении. Крупность их шага подчеркивается широко расставленными ногами и изгибом бедер. Иллюзия пространства еще присутствует: поверхность, по которой ступают апостолы, выглядит более светлой, чем таинственный и бездонный синий фон основного изображения. Тяжелые и пышные одежды напоминают великолепие римских патрицианских одеяний. В апостольских хитонах варьируются только два цвета — белый, олицетворяющий свет, и золото — свет небесный.
Большой императорский дворец в Константинополе. V век В отличие от культовых сооружений эпохи пол Большого императорского дворца в Константинополе содержит большое число изображений бытовых сцен с участием людей и животных
Обращает на себя внимание фоновая мозаичная выкладка – сотни тысяч кусочков однотонной белой мозаики образуют причудливый узор, в котором поражают масштабы работ и аккуратность древних мастеров. Церковь Сан-Витале в Равенне, VI век В композициях господствует идеальная уравновешенность
Архитектурные формы, растительные мотивы, человеческие тела, уподобленные простейшим геометрическим фигурам, словно вычерчены по линейке. Драпировки не имеют ни объема, ни живой мягкости. Ни в чем нет живого ощущения вещества, хотя бы отдаленного намека на природное дыхание. Пространство окончательно утрачивает какое-либо сходство с реальностью
Церковь Сан-Витале в Равенне, VI век В композициях господствует идеальная уравновешенность. Архитектурные формы, растительные мотивы, человеческие тела, уподобленные простейшим геометрическим фигурам, словно вычерчены по линейке. Драпировки не имеют ни объема, ни живой мягкости. Ни в чем нет живого ощущения вещества, хотя бы отдаленного намека на природное дыхание. Пространство окончательно утрачивает какое-либо сходство с реальностью.
Базилика Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, VI век В изображении мучеников и мучениц четко прослеживается тенденция, которую можно назвать сакрализацией стиля. Изображение намеренно стремится отрешиться от каких бы то ни было конкретных жизненных ассоциаций. Исчезает даже отдаленный намек на воображаемое пространство или среду действия — все свободное пространство занимает бесконечный золотой фон. Цветы под ногами волхвов и мучениц играют чисто символическую роль и еще больше подчеркивают ирреальность изображенного.
Базилика Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, VI век Стиль мозаик обнаруживает явственные признаки западного вкуса. Формы абстрактны и нарочито упрощены, в композиции господствует линейный ритм. Широкие и бесплотные пятна силуэтов окрашены ровным цветом, только он, собственно, и сохраняет выразительность. Внешняя нарядность, цветовая звучность компенсируют анемичность и аморфность стиля.
Опубликованные статьи
Поездки. Равенна и византийские мозаики
Июль 20th, 2012
Солнцем подкопченная и морем просоленная после Пунты Марины, я отправилась в Равенну в надежде провести остаток дня в неспешной прогулке по историческому центру и посещении музея мозаики. Но, как говорится, «если хочешь рассмешить Бога – расскажи ему о своих планах». Начало мероприятия было вполне успешным. Я вразвалочку дошла до центральной площади (Piazza del Popolo), любуясь на средневековую архитектуру, а затем углубилась в переулки.
…Которые и вывели меня на площадь Arcivescovado. Справа высился баптистерий Православных (или баптистерий Неониано), прямо маячил вход в музей с капеллой Сант Андреа. Оба в 1996 году были включены в состав Всемирного Наследия ЮНЕСКО и сейчас были открыты к посещению вместе с мавзолеем Галлы Плацидии, базиликой Сан Витале и базиликой Сант Аполлинаре Нуово (тоже Всемирным Наследием, замечу) за символические 9,50 евро. Времени до закрытия оставалось чуть более двух часов, оставаться в Равенне ещё на один день не планировалось, но соблазн был слишком велик. Посещение музея мозаики было в итоге отложено на некий следующий раз, а неспешная прогулка превратилась в весьма спешное плутание по городу по выданной мне «карте сокровищ».
Баптистерий Православных — самый древний монумент Равенны, построенный в конце IV века. Известный психоаналитик Юнг, посетивший баптистерий в 1930 году, был настолько зачарован византийской мозаикой, что даже увидел среди её сцен несуществующее изображение Христа, который протягивает руку тонущему апостолу Петру.
Наиболее впечатляющие экспонаты архиепископского музея – трон Максимилиана, сложенный из пластин с изображением сцен ветхого и нового завета, и капелла Сант Андреа. Пластины трона невероятно умело выполнены из слоновой кости, но меня лично удивили больше отсутствием напыщенности и определенного благоговения, свойственного изображениям библейских сцен. Наоборот, лица и жесты святых выражали совершенно мирские эмоции и казались взятыми из окружающей мастера жизни.
В капелле Сант Андреа, или Архиепископской капелле, обратите внимание на свод вестибюля – на фоне золотого неба, среди лилий и роз изображены 99 видов птиц. В музее фотографии были запрещены, поэтому придётся поверить мне на слово – одно это зрелище стоит того, чтобы заплатить за входной билет
Про базилику Сан Витале в Равенне трудно даже писать. Это то зрелище, которое непременно нужно увидеть самому. По отзывам многих, наиболее интересные мозаики представлены в мавзолее Галлы Плацидии. Я же совершенно однозначно влюбилась в византийское искусство здесь, в Сан Витале. Сама базилика тяжелыми колоннами и приглушенным светом контрастирует с мозаичными украшениями, наполненными жизнью и какой-то безусловной радостью. В общем, не буду даже тратить слова, судите сами по фото:
Расположенный рядом внешне скромный мавзолей Галлы Плацидии, по мнению историков праха римской принцессы не содержащий, известен в первую очередь звёздным мозаичным небом купола с золотым крестом, ставшим символом Равенны. Особую прелесть изображениям придаёт мягкий золотистый свет, проникающий в помещение сквозь алебастровые пластины на окнах.
Базилика Сант Аполлинаре Нуово примечательна процессией дев и мучеников – одним из наиболее свойственных византийскому стилю изображений.
Имея в запасе немного времени, решила заглянуть также и в базилику Сант Аполлинаре ин Классе, находящуюся сразу же на выезде из Равенны. Мозаика в конхе апсиды здесь выполнена в насыщенно зелёных цветах райского сада и изображает сцену Преображения Господня.
Неисследованными оставались ещё два объекта Всемирного Наследия: баптистерий ариан и мавзолей Теодориха. Кроме того, хотелось всё-таки добраться до музея мозаики и Гробницы Данте Алигьери… В общем, уезжать пришлось с очередным обещанием вернуться…
Об этом же путешествии:
Commesso
Искусство создания картин из камня, возникшее в колыбели Возрождения, по-итальянски называется commesso – «сплочение». Оно предполагает особо точную подгонку деталей, из которых составляется мозаика. Флорентийская картина собирается из тонких каменных пластин так, что между элементами невозможно заметить шва. При этом каменная пластинка подбирается, исходя не только из нужного цвета, но и с учетом естественной текстуры. Например, для листка дерева выбирается материал, имитирующий не только зеленый цвет, но и содержащий подходящий рисунок мелких прожилок, изгиба листка и т.д., для изображения меха необходимо, чтобы совпадало направление «ворсинок» и т.д.
В этом смысле pietra dura (буквально «твердый камень») – ещё одно название этого искусства, похоже на интарсию – инкрустацию из различных пород дерева. Набор изображения из деревянного шпона – это тоже мозаика. Флорентийская инкрустация из полудрагоценных камней отличается значительно большей трудоёмкостью и почти неограниченной во времени долговечностью получившегося результата.
Сфера применения
За счет современных технологий и инновационных материалов появилась возможность использовать данный стилистический прием в различных помещениях и их локациях.
Профессиональные декораторы составили перечень комнат, где римская мозаика будет смотреться гармонично и эффектно, это:
- кухня;
- столовая;
- ванная;
- гостиная;
- сауна или парная;
- фасад здания (внешняя отделка).
При помощи мозаики можно выразительно и стильно оформить такие зоны и элементы, как:
- камины;
- ступени лестниц;
- чаши бассейнов.
Торговые марки, занимающимся производством данной продукции, нередко получают заказы на изготовление коллекций и композиций для декорирования каминных залов, просторных гостиных с высоким потолком. Профессиональные дизайнеры продолжают экспериментировать с цветами и формами, создавая уникальные и оригинальные полотна.
Основы композиции
Мозаики Византии всегда отличались от художественных работ других государств. Целью мастеров была точная оттенков, для чего они использовали множество материалов. Основные приемы византийской мозаики:
- золотой фон;
- работа начиналась с нанесения контуров;
- применение цветного стекла;
- картины рассчитаны на восприятие с большого расстояния;
- символичность образов.
Обязательным было нанесение золотой краски под мозаику. Благодаря этому оттенку законченная работа мерцала при дневном и искусственном свете. А когда ее освещало пламя свечи, казалось, что фон движется и переливается. Любое панно мастера начинали с нанесения контура, формирую своеобразную раскраску. Так как картины рассматривали с расстояния, нужно было четко разграничить все детали изображения.
Благодаря использованию множества цветов мозаика получалась яркой и объемной. Византийцы первыми стали применять цветное стекло. Оно переливалось под солнечными лучами и в свете пламени свечей. Подобными картинами украшали базилики, соборы и другие огромные сооружения, чтобы придать им более торжественный и нарядный вид. Мастера рассчитывали, что их работа будет выглядеть внушающей с большого расстояния. И поэтому они допускали небольшие неровности, вытягивали контуры, придавая панно особый эффект.
Есть несколько особенностей у византийских композиций:
- пропагандистские цели;
- постоянный поиск новых техник работы;
- поздние мозаики отличались большей пропорциональностью;
- обязательное соответствие религиозным канонам;
- принадлежность каждой картины ее месту.
С помощью изображений мастера пытались передать народу христианские идеи. Для большей выразительности рисунков они искали новые составы материалов и технику укладки, смешивали стекло с разными веществами. В поздних образцах человеческое тело стало пропорциональным, мастера начали изображать силуэты в движении. Композиции всегда соответствовали канонам христианства, мозаики кратко символизировали Рай, Небо и земной мир. Каждую картину изображали на ее месте, подбирали подходящие образы для храмов и соборов.
Этапы развития византийского искусства в мозаике
История византийской мозаики насчитывает много веков. Первые найденные образцы смальты датируются I и II веком до н.э. А наиболее древние из сохранившихся мозаик относят к III-IV векам. Самые известные древние образцы византийского мозаичного искусства считаются изображения в Равенне и в Айе-Софии, Константинополь.
В Киеве тоже найдены образцы древней смальты. Считается, что древнерусские мастера работали под руководством художников Византии. Своего пика это искусство достигло именно в период расцвета Империи. Далее приемы укладки картин распространились на многие страны Европы.
Вообще, искусство Империи оказало огромное влияние на культуры всей тогдашней и даже последующей Европы. Считается, что в период иконоборчества в Империи (в VIII — начале IX века) уничтожили все древние изображения.
Остались только те, на которых были изображены геометрические фигуры и кресты. Но потом, когда с иконоборчеством было покончено, искусство сложения картина с фигурами и ликами святых возродилось. И усовершенствовалось, достигнув почти небывалой красоты и изящества форм.
Однако с завоеванием Константинополя турками-османами, древние фрески Софии были на многие века замазаны штукатуркой или испорчены. В 1929 году Ататюрк приказал привести собор в порядок, отреставрировать и превратить в музей. Благодаря этому, многие древние украшения были спасены от полного исчезновения и восстановлены.
Популярное за 7 дней
Молитва через силу
08.08.22 15:52
Грешно ли православным танцевать?
08.08.22 11:54
Как молиться о детях?
04.08.22 20:01
5 августа – память Почаевской иконы Божией Матери
05.08.22 07:24
Как себя вести, когда заходишь в храм?
05.08.22 09:31
Отошел ко Господу один из первых насельников Киево-Печерской Лавры
04.08.22 11:02
9 августа – день памяти великомученика и целителя Пантелеимона
09.08.22 08:35
Митр. Антоний (Паканич): Бога возможно услышать исключительно в тишине
08.08.22 09:16
4 августа – день памяти равноапостольной Марии Магдалины
04.08.22 08:32
Против кого направлен Божественный гнев?
09.08.22 16:42
Особенности византийского стиля
Главная особенность картин, выполненных в этом стиле – золотистый фон. Именно эта отличительная черта присуща многим картинам из византийской мозаики. Что касается техники укладки, то обычно применяется прямой набор. Второй особенностью любого панно, выполненного в византийском стиле, являются четкие контуры любого образа или объекта, который представлен в композиции. Чтобы этого достичь, необходимо выкладывать фрагменты мозаики в ряд. Стоит отметить, что при рассмотрении картин с большого расстояния создается впечатление, что образ оживает. Именно техника прямого набора позволяет выделить образна мерцающем золотистом фоне.
При создании панно отдельные фрагменты мозаики выкладываются очень плотно друг к другу. При этом прослеживается четкость их контуров. Еще одна отличительная черта византийского стиля – правильные пропорции объектов композиции. И это совсем не зависит от того, в каком положении передается образ: он может быть неподвижным либо находится в движении. Это позволяет создать иллюзию объема. Однако наличие контуров каждого фрагмента делает панно немного сухим.
Если вы решили создать в своем жилье картины в византийском стиле, то лучше пригласите мастеров нашей компании, так как они смогут выполнить укладку мозаики с соблюдением всех правил и техники.
Вы не пожалеете о своем выборе.
Наши телефоны:
+7 (909) 902-51-74 Максим
Мы будем рады помочь Вам!
Copyright Укладка мозаики. Затирка для швов плитки www.mozaichnik.ru 2008
О компании
Наши работы
Услуги
Цены
Вакансии
Контакты
Поиск
Палитра цветов затирки
Расчет расхода затирки
Рассчить расход затирки →
Выкрасы
Затирка кардинально меняет внешний вид мозаики. Как не испортить Вашу мозаику неправильно подобранной затиркой? Как посмотреть конечный результат Вашей мозаики с уже нанесенной затиркой? – Сделать выкрас листа мозаики.
Подробнее…
Наши работы
Фотоотчеты авторских работ компании Мозаичник по укладке мозаики, затирке, реставрации, работ с мозаичным панно…
Подробнее…
Не наши работы
В галерее представлены работы, которые нам приходилось переделывать после неопытных мастеров. Плиточник не сможет выложить мозаику так, как мозаичист. Большинство испорченных объектов не подлежит реставрации….
Подробнее…
Прозрачная затирка
Прозрачная затирка идеально подходит для мозаичных панно, стеклянной, каменной, керамической, деревянной, железной мозаики, керамической плитки, бесшовных мраморных плит, керамогранита, стеклоблокам и, главное, для…
Подробнее…
Мозаика: ренессанс
“Взятие крестоносцами Константинополя в 1204 г. было самой большой катастрофой, которую пережила Византия на протяжении своего долгого существования”, – говорит В. Н. Лазарев в “Истории византийской живописи“. Греческие художники, не будучи в состоянии переносить бесчинства крестоносцев, разбегаются по разным странам. Установился период второго, так называемого Палеологовского ренессанса, длившегося около двух веков, в течение которых византийские искусства, в том числе и мозаическое, расцвели пышным цветом в последний раз. Глубокие социальные потрясения, кризис всей феодальной системы, переживаемый Византийской империей в эту эпоху, нашли в монументальной живописи свое наиболее полное отражение. В мозаиках этого времени сквозь схематизм официального церковного искусства проглядывает стремление живописцев к изображению человека со всей глубиной и сложностью его переживаний. Наряду с этим намечается постепенный отход от монументальности, столь характерной для византийской живописи предшествующих столетий. Самым ранним и бесспорно самым значительным памятником палсологовской живописи XIV в. являются знаменитые мозаики монастыря Хора (Кахриэ-Джами) в Константинополе. Они характеризуются свободным и естественным расположением человеческих фигур, их органической связью с пейзажем и архитектурой, на фоне которых развертывается изображаемое действие. Небольшие, изящные фигуры, полные внутренней сосредоточенности, отражают стремление художника к жанровости, интимности и передаче тонких душевных переживаний. На этих мозаиках в реальном трехмерном пространстве размещены изящные, легкие формы архитектурных строений, которые подчеркивают ритм в расположении и движении фигур. Особенно хороши грациозные женские образы этих мозаик, проникнутые тонким лирическим настроением. Мозаики Кахриэ-Джами характеризуются богатейшей палитрой своих переливающихся тонов и в цветовом отношении причисляются специалистами к высшим достижениям мозаичного искусства. В отношении техники выкладки эти мозаики, как и вообще все поздне-византийские произведения этого жанра, отличаются применением мелких кубиков смальты правильной однообразной формы, с тщательно отшлифованными боковыми гранями, вследствие чего сетка швов мозаического набора мало заметна. Палеологовский ренессанс замыкал собой большой культурный цикл, представляя последний, заключительный этап в его развитии. С завоеванием Константинополя турками в 1453 г. рухнул замечательный культурный центр. Для византийского искусства это явилось ударом, от которого ему уже не суждено было оправиться. С этого времени на территории бывшего Византийского государства не было создано ни одного сколько-нибудь значительного произведения искусства, в том числе мозаического.