Какие бывают шаровые краны по типу уплотнения ?
Наш опыт показывает, что 99% всех шаровых кранов выпускаются с фторопластовым уплотнением, за исключением высокотемпературных исполнений, где используют уплотнение металл по металлу.
PTFE (фторопласт, тефлон) – температуростойкий полимер, который обеспечивает стабильную работу на горячей и холодной воде, технических маслах, углеводородных смесях (нефтепродукты, природный газ), паре (до 150С). Диапазон рабочей температуры от -10С..+150С, максимально допустимая температура -40С..+200С.
Металл по металлу — это уплотнение, в котором корпус и шар крана соприкасается друг с другом без мягких уплотнений. Основное достоинство металлических уплотнений устойчивость к высоким температурам. Основным недостатком можно считать сложность обеспечения класса герметичности А.
Конструкция
Шаровой кран с цельносварным корпусом: 1 – шток; 2 – крышка корпуса; 3 – уплотнение штока; 4 – корпус 5 – седло;6 – шаровая пробка; 7 – уплотняющий элемент; 8 – фланец с соединительным выступом; 9 – патрубок под приварку; 10 – фланец с выступом с канавкой под уплотнительное кольцо.
Шаровой кран с корпусом из трех частей
1 – шток; 2 – крышка корпуса; 3 – сальник; 4 – корпус 5 – седло; 6 – шаровая пробка;7 – болтовое соединение корпуса; 8 – уплотняющий элемент 9 – фланец с соединительным выступом; 10 – патрубок под приварку; 11 – фланец с выступом с канавкой под уплотнительное кольцо.
Кран шаровой с верхним разъемом
1 – уплотнение штока; 2 – сальниковая коробка; 3 – крышка; 4 – болтовое соединение; 5 – корпус; 6 – седло; 7 – шток; 8 – шаровая пробка; 9 – фланец с соединительным выступом; 10 – патрубок под приварку; 11 – фланец с выступом с канавкой под уплотнительное кольцо
Далее подробнее разберем конструкцию с цельносварным корпусом. Главным элементом шарового крана является шаровой затвор, изготовленный из кованой стали. Поверхность шара обрабатывается с высокой точностью, а затем покрывается различными материалами. Он помещается в сварной корпус, состоящий из двух полукорпусов, верхнего и нижнего. Полукорпуса изготавливаются из кованой стали и свариваются на специальном оборудовании, обеспечивающим высочайшее качество и прочность сварного шва.
В корпусе шарового крана на подшипниках скольжения установлен шаровой затвор. Низко-фрикционные подшипники обеспечивают низкий крутящий момент при полном перепаде давления на кране.
Верхний шток имеет первичную и вторичную систему уплотнения. Первичное уплотнение обеспечивает тефлоновое кольцо, прижимаемое к штоку с помощью шайбы и нагрузочного болта или гайки. Вторичная система уплотнения предусматривает введение уплотняющей пасты через специальный фитинг.
Уплотнение шарового затвора обеспечивают вращающиеся седла. Каждое седло состоит из металлического кольца с запрессованным в него полимерным вкладышем. Вкладыш обеспечивает плотное прилегание седла к шару. Это первичное уплотнение.
Седло
Система аварийного вторичного уплотнения обеспечивает подачу уплотняющих паст в места износа первичного уплотнения через специальные отверстия. Они равномерно расположены по окружности седла и позволяют подавать пасты и смазки кромки вкладыша. Каждое седло имеет 24 зуба. При каждом закрывании крана храповик, расположенный на шаре, входит в зацепления с зубьями седла и проворачивает его на 15 градусов, таким образом исключается возникновение локальной выработки уплотняемых поверхностей.
Благодаря вращению седел, уплотнительная паста или смазка равномерно распределяется по окружности седла. При низком давлении седло прижимается к шару тарельчатыми пружинами. При высоком давлении седло дополнительно прижимается к шару под действием давления в трубопроводе.
Цилиндрические концевые соединения, привариваемые к основному корпусу, обеспечивают точное положение вращающихся седел относительно шарового затвора.
Конструкция шарового крана
Различают несколько способов установки шара в корпус шарового крана.
Корпус может представлять собой составную конструкцию из двух (2-составная) или более частей (как правило, 3-составная), соединенных между собой болтами (очень похоже на фланцевое соединение). Преимущества такого технического решения очевидны ─ простота обслуживания и ремонта. Так, трехсоставная конструкция позволяет заменять и затягивать прокладки, проводить техническое обслуживание и ремонтные работы без демонтажа крана.
Но при эксплуатации шаровых кранов с составным корпусом следует учитывать возможность нарушения герметичности и непроизвольного раскрытия разъемов в случае нарушения регламента технического обслуживания.
Возможны конструкции с разъемами в верхней части корпуса либо разъемами, расположенными перпендикулярно или под углом к оси трубопровода. Через них в корпус вставляются шар и уплотнительные кольца. Наконец, еще один вариант ─ заваренный корпус, не имеющий разъемов.
В зависимости от способа фиксации запирающего (регулирующего) элемента, различают две возможные модификации подвижного сопряжения: краны шаровые с плавающей пробкой (с плавающим шаром) и краны шаровые с пробкой в опорах (шаром с фиксированной осью). В первом случае уплотнение запорного органа происходит благодаря самоуплотнению ─ плавающий шар под воздействием давления рабочей среды прижимается к седлу и фиксируется уплотнительными седлами, которые воспринимают нагрузку от перепада давления. Это гарантирует надежное плотное без утечек прилегание шара к седлу, а также «автоматическую» компенсацию износа седла.
Во втором случае ─ пробка фиксируется цапфами в крышке и корпусе крана, вследствие чего нагрузка приходится на подшипники опор. Особенности конструкции не могут не влиять на функциональные свойства шаровых кранов разных исполнений. Краны шаровые с плавающей пробкой используют при более низких давлениях и температурах, а краны шаровые с пробкой в опорах устанавливают на трубопроводах большого (более 500 мм) диаметра.
В конструкции шаровых кранов могут реализовываться различные конструктивные решения, направленные на увеличение их функциональности. Так, в шаровых кранах с V-образным вырезом удается обеспечить сплошной поток с небольшими перепадами давления, что делает возможным их использование для управления пульпами и вязкими жидкостями.
Чтобы снизить повышенные усилия, действующие на седла в шаровых кранах с большим номинальным диаметром и приводящие к преждевременному износу уплотнительных поверхностей, может предусматриваться предшествующий повороту шара автоматический отжим уплотнительного кольца под действием рабочей среды. Еще один способ снизить механические нагрузки на седла ─ подача на них смазки.
Также как и для других видов арматуры для шаровых кранов можно использовать различные типы присоединения к трубопроводу. Наибольшее распространение получили фланцевый, под приварку и муфтовый.
Разновидности вентилей
В зависимости от конструктивных характеристик шаровые вентили бывают нескольких типов.
- Прямоточные. Основным характерным признаком являются низкие гидропотери. В большинстве своем монтируются для регулирования подачи жидкой среды в отопительные системы.
- Проходные. Газовые проходные вентиля и вентиля для жидкой среды монтируются на прямой участок трубы и предназначаются для полного прекращения подачи поступающей среды.
- Угловые. Установка угловых устройств производится на изгиб трубопроводной системы. Функцией вентилей является блокирование (отсечение) поступающего потока.
- Трехходовые либо смесительные. Монтируются на системы при потребности в смешивании двух потоков входящей жидкой среды, имеющих разную температуру.
Какие бывают шаровые краны по типу прохода ?
Кран шаровый полнопроходный — это кран, у которого заявленный диаметр условного прохода Ду совпадает с величиной реального прохода в шаре. Например у полнопроходного крана Ду100 и диаметр и реальный проход в шаре равен 100мм.
Кран шаровый стандартнопроходный — это кран, у которого заявленный диаметр условного прохода всегда больше, чем реальное отверстие в шаре. Например у стандартнопроходного крана Ду100 диаметр условного прохода 100мм, а реальный проход в шаре 80мм. Основным достоинством стандартнопроходных кранов является их более низкая цена в сравнении полнопроходными.
Многие спросят — а почему появилась стандартнопроходная модель и пользуется такой популярностью? (более 90% всех шаровых кранов стандартнопроходные). Ответ довольно интересен. За счет конструкции крана, когда достигается малое гидравлическое сопротивление рабочей среды при проходе через шар пропускная способность стандарнопроходного крана иногда даже больше чем у вентилей и задвижек такого же диаметра, а так как краны шаровые получили широкое распространение с 2000 года, то они без каких-либо проблем заменяют аналогичную арматуру без потери давления и расхода среды
ВНИМАНИЕ!!! Если Вы покупаете шаровый кран и в счете или накладной не указано, что он полнопроходной — имейте ввиду, что Вы покупаете стандарнопроходной кран
Какие бывают шаровые краны по типу управления ?
Кран шаровый ручной — это самые распрстраненные шаровые краны с ручкой или «бабочкой».
Кран шаровый с редуктором — это краны с установленным на них механическим редуктором. Редуктор необходимо обязательно устанавливать на всех кранах диаметров свыше 300мм, а так же на кранах с меньшим диаметром, где необходимо обеспечить плавное открытие шарового крана.
Кран шаровый с электроприводом — это краны с установленным на них электроприводами применяются для дистанционного управления технологическими процессами, а так же для аварийного закрытия трубопроводов.
Кран шаровый с пневмоприводом — это краны с установленным на них пневматическими приводами применяются для дистанционного управления технологическими процессами, а так же для аварийного закрытия трубопроводов во взрывоопасных зонах, в которых установка электропривода недопустима.
Где купить кран шаровый ?
После того, как Вы подобрали по параметрам шаровый кран осталось его просто купить. Выбор места, где будет произведена покупка за Вами, мы дадим лишь несколько рекомендаций, которые позволят избежать ошибок: — шаровый кран должен быть новым и иметь всю необходимую документацию и гарантии. Под новым краном мы понимаем кран, который выпущен после 2012 года, которому максимум 5 лет. Многие продавцы неликвидов скажут — а что с ним случится — железяка как железяка. Тут есть две тонкости. Если в кране есть мягкие уплотнения, то за 5-7 лет простого лежания полимеры могут потерять часть свойств, что может негативно сказаться на эксплуатации. И второе, если крану более 5 лет вряд ли кто будет нести по нему гарантийные обязательства и с сопроводительной документацией будут проблемы
— кран должен иметь запас по условному давлению — это очень важно для долгой и стабильной эксплуатации. Наш опыт показывает, что попытка выбора крана с сопоставимым рабочим и условным давлением заканчивается выходом из строя оборудования
— кран необходимо покупать у надежного продавца — люди которые дорожат свое репутацией не будут продавать краны сомнительного качества. — учитывайте рекомендации людей, которым Вы доверяете — это важно если нет определенности с моделью. В этом случае стоит проконсультироваться с опытными монтажниками, эксплуатационщиками или продавцами. На рынке много низкокачественной продукции, которую даже человеку с опытом довольно сложно отличить от нормальной и есть много брендовой продукции, которая делается в Китае и продается в 2-3 раза дороже рыночной цены с заверением, что это супер оборудование и лучше в мире не бывает. А если Вы учли все тонкости — то выбор где купить обратный клапан только за Вами — самое важное не забывать о соотношении «цена-качество».
Регулирование потока шаровым краном
Шаровой кран является запорной арматурой, поэтому на него распространяется действия п. 4.44 СП 41-101: «Применять запорную арматуру в качестве регулирующей не допускается». Многие европейские производители снимают гарантию со своих шаровых кранов, если будет известно, что ими пытались регулировать количество проходящей жидкости. Это происходит потому, что современные шаровые краны имеют достаточно тонкую стенку корпуса, которая способна выдержать заявленные в паспорте давления и температуру. Но противостоять длительному воздействию абразивных частиц дросселированного потока и кавитации, которые проявляются при попытках использовать шаровой кран в качестве регулирующего органа, стенка корпуса не может.
Что нужно знать о таком изделии как шаровые краны
Принцип работы шарового крана был изобретен еще в прошлом веке. Но в технологии его использования были погрешности. Долгие годы конструкторам не удавалось сделать строение затвора таким, чтобы оно могло плотно перекрыть поток. Чертежи менялись, совершенствовались материалы, и со временем шаровой кран стал самым популярным устройством для трубопровода. В настоящее время используются каучуковые и фторопластовые наполнители, которые делают устройство надежным и герметичным
Немаловажно еще и то, что современные шаровые краны отличаются высокой износоустойчивостью
Если вы собрались покупать шаровые краны, да и еще большой партией (оптом), то вам непременно надо разобраться с особенностями их функционирования.
Из стали (или другого материала) сделан затвор в форме шара, который имеет отверстие, соответствующее диаметру трубы. Если повернуть затвор на 90 градусов, то поток воды надежно перекрывается. Без такого поворота вода будет течь беспрепятственно, не создавая нагрузки на устройство. В целом механизм отличается длительностью эксплуатации, что делает его таким востребованным в магистральном строительстве. Шаровые краны не нуждаются в техническом обслуживании, и процесс их замены достаточно прост.
Шаровые краны в зависимости от пропускной способности бывают трех видов: стандартный кран пропускает 70-80 % потока воды, до 40-50 % пропускает кран неполнопроходный и 90-100% – полнопроходный кран.
По типу материала шаровые краны бывают:
Латунные. Наиболее долговечный и выносливый вариант. Оптом латунные шаровые краныприобретать довольно выгодно, потому что они устойчивы к температурным воздействиям и не подвержены порче ржавчиной. Для отопительных систем и трубопроводов с горячей водой они незаменимы. Кран из латуни можно открывать и закрывать около 60 раз, не опасаясь за уменьшение герметичности устройства.
Пластиковые. Отличаются меньшей стойкостью и долговечностью, что подразумевает бережную эксплуатацию. Плюс шаровые краны из пластика продаются по самой доступной цене. Этот вид кранов применяется в трубопроводах с холодной водой или газом.
Цинковые. Допустимы в использовании очень ограниченно. Если цинковый кран установить для перекрытия воды в жилом доме, то это приведет к печальным последствиям. Хлор, содержащийся в воде, вступает в реакцию с цинком, образуя очень опасное соединение, которое влияет на образование раковых клеток в организме человека. Пользоваться такой водой в бытовых целях недопустимо.
Запорные устройства данного вида имеют массу преимуществ:
Обеспечивают герметичность перекрытия;
Простота конструкции делает их использование легким;
Позволяют экономить время на открытие/закрытие;
Обладают повышенной надежностью;
Долговечность эксплуатации, минимальный износ, не содержат уязвимых деталей;
Компактны, эргономичны;
Пригодны для использования в трубопроводах с вязким содержимым;
Имеют предельно простую форму проточной части;
Приемлемая цена.
Несмотря на огромное количество достоинств, у шаровых кранов все же есть ряд недостатков:
Они не пригодны для сред с температурой выше 200 градусов Цельсия;
Изделия с консольной ручкой имеют небольшое неудобство в использовании (потребность в зоне для поворота), краны с ручкой типа «баттерфляй» этого недостатка лишены.
К чему приводят ошибки при выборе
Неправильный выбор модели шарового крана чреват серьезными последствиями.
Так, если в систему холодного водоснабжения установить стальное изделие, оно может быстро (за 3-6 месяцев) прийти в негодность. Причина – повышенное содержание кислорода в жидкости, способствующее интенсивному образованию ржавчины. Для таких сетей лучше предпочесть изделия с покрытым резиной клином.
Рекомендуем ознакомиться: Как самостоятельно установить бак для воды на печной трубе в бане
Если, напротив, в системе работает носитель с высокими температурами (150°С и выше), ошибкой будет эксплуатация изделий с фторопластовым уплотнителем. Для сохранения герметичности здесь лучше подойдут краны с уплотнением типа металл по металлу.
В трубопроводных сетях, по которым циркулирует техническая вода, содержащая твердые фракции, устанавливать бытовые шаровые краны не рекомендуется. Примеси быстро выведут из строя уплотнительные кольца, и устройство перестанет правильно функционировать.
Стоит ли перекрывать приборы отопления?
Внимание! Шаровые краны нельзя использовать для регулировки потока теплоносителя при желании уменьшить нагрев батарей! Данная арматура является запорной, ее использование не по назначение приводит к разрушению крана и протечкам. Исходя из вышесказанного, если нет байпаса, но установлены шаровые краны, батарею можно самостоятельно демонтировать для ремонта или замены, но только не в отопительный период
Исходя из вышесказанного, если нет байпаса, но установлены шаровые краны, батарею можно самостоятельно демонтировать для ремонта или замены, но только не в отопительный период.
Байпас (перемычка) монтируется параллельно радиатору и обычно представляет собой трубу, диаметр которой равен диаметру труб подводки или на шаг меньше. Если вы планируете перекрывать батареи после отопительного сезона или устанавливаете радиатор с терморегулятором, обязательно позаботьтесь о монтаже байпаса. Иначе своими действиями вы понизите температуру теплоносителя и у соседей.
Можно ли выполнить отключение, перекрыв оба крана?
Представим, что вы закрыли оба крана в тот период, когда теплоноситель в системе еще горячий.
Зная элементарные законы физики, можно легко понять, что:
- При остывании воды в батарее ее объем уменьшится;
- Это приведет к образованию вакуума в замкнутом пространстве радиатора;
- В результате образовавшегося давления батарея деформируется или потеряет герметичность, потребуется его замена.
Итак, в поисках ответа на вопрос как перекрыть батарею, если в квартире стало жарко, вы уже знаете, что этого ни в коем случае нельзя делать путем закрытия обоих кранов! Теперь осталось разобраться, стоит ли использовать оба крана после отопительного сезона, когда теплоноситель уже остыл.
Как мы уже знаем, центральная отопительная система круглый год стоит заполненной. На отдельных участках теплоноситель сливают, если требуется проведение ремонтных работ, а затем снова заполняют. Таким образом, внутри вашего радиатора находится жидкость.
Если перекрыть и верхний и нижний кран, происходит следующее:
- В жидкости внутри батареи протекают разнообразные химические процессы, так как теплоноситель не может быть химически чистым;
- В результате этих процессов происходит газообразование;
- Так как у газов нет возможности выхода, из-за повышенного давления радиатор может разгерметизироваться.
Таким образом, если на батарее не установлен воздухоотводчик (кран Маевского), перекрывать оба запорных крана категорически не рекомендуется, даже если температура теплоносителя комнатная.
Ослабьте винт
Вставьте рабочий наконечник отвертки в шлиц винта на кране Маевского. Вращайте против часовой стрелки. Не нужно полностью выкручивать винт. Во-первых, это не ускорит процесс стравливания воздуха, так как отверстие для его выхода очень маленькое. Во-вторых, есть вероятность того, что после окончания работ вам сложно будет вкрутить винт на место, так как сильное давление не даст это сделать. Достаточно одного-двух оборотов винта, чтобы открыть кран. Не прилагайте чрезмерных усилий, чтобы не повредить клапан.
Дайте воздуху выйти
Как только вы ослабите винт, из радиатора послышится шипение. Не пугайтесь – это воздух. Он выходит из бокового отверстия на кране. Кстати, вместе с ним будет выходить и небольшое количество воды, поэтому на пол рекомендуется постелить тряпку. Через маленькое отверстие вода либо будет течь тонкой струйкой, либо просто капать. Но все равно лучше поставить под кран небольшую емкость.
Совет: положение отверстия для выхода воздуха можно регулировать – лучше опустить его вниз, чтобы вода капала в подставленную емкость, а не брызгала на стену.
Закройте кран
Как понять, что процесс закончен? Когда польется равномерная струйка воды без пузырьков, а шипение прекратится. Винт можно закручивать: вставьте отвертку в шлиц и вращайте по часовой стрелке, пока вода не перестанет капать. Вот и все – воздух вышел, радиатор полностью заполнится горячей водой. Теперь вы знаете, как пользоваться краном Маевского и как стравить воздух из системы отопления самостоятельно. Значит, система отопления в вашем доме будет правильно функционировать и эффективность обогрева улучшится.
голоса
Рейтинг статьи
Минусы эксплуатации шаровых кранов
- Сложности с регулированием потока. Открытие либо закрытие происходит грубым коротко ходовым поворотом. Такие краны неуместны для работы в системах, где требуется плавное регулирование напора (душ, умывальник).
- Шаровые краны не переносят простоев. При длительном отсутствии каких-либо манипуляций с краном, на поверхности шара образуется коррозия, которая в случае необходимости открыть или закрыть поток, будет препятствовать повороту задвижного механизма. Заклинивание запорного механизма или повреждение фторопластовых колец приводит к поломке или нарушению герметичности устройства.
- Капризность к примесям в воде. Частички песка или ржавчины повреждают полированную поверхность шара, оставляют на нём задиры, которые впоследствии становятся причинами течи. Спасает от этого дополнительная установка фильтрующих устройств.
Несмотря на имеющиеся изъяны, шаровой кран достойное изобретение настоящего времени. По большинству параметров, а самое главное по надёжности, он превосходит аналоги. Минимум составных частей ещё раз подтверждает высказывание: – «Чем проще, тем надёжнее».
Плюсы и минусы шарового крана
Данная запорная арматура имеет массу преимуществ перед другими разновидностями, но и недостатки у нее тоже имеются. К первым относят:
- Легкость и простоту эксплуатации. Незначительным движением руки можно открыть или закрыть шаровый газовый кран.
- Герметичность. Такой механизм обеспечивает 100% плотность закрытия без протечек.
- Долгий срок эксплуатации по сравнению с вентилем.
- Простота конструкции.
Из недостатков можно отметить:
- Наличие «мертвой» зоны у кранов с консольной ручкой.
- Невозможность использования для сред с температурой выше +200°С – плавятся детали из фторопласта.
- При резком открытии или закрытии крана возможен сильный скачок давления.
- Возможное «залипание» сферы внутри шарового крана, поэтому его нужно периодически открывать и закрывать.
Как выбрать шаровой кран?
Следует руководствоваться следующими критериями выбора:
- Материал изготовления и внешний вид корпуса . Предпочтительный вариант – изделие из латуни или нержавеющей стали. Кран из силумина стоит дешевле, но он хрупкий и требует бережного отношения.
- Материал изготовления сферы . Запирающий элемент должен иметь зеркальную и абсолютно гладкую поверхность. Хорошо, если он будет покрыт напылением из никеля или хрома. Не приветствуется мутный блеск, матовость покрытия.
- Маркировка корпуса . Кран шаровый трехходовой должен содержать на себе данные о компании-производителе, номинальном диаметре и рабочем давлении. Буквы и цифры должны быть четкими, хорошо видимыми, иначе можно заподозрить подделку.
- Максимально допустимое давление . Его стоит подбирать, учитывая характеристики инженерной системы. При этом выбирать кран шаровой с американкой нужно с запасом. То есть указанное на нем давление должно быть выше того, которое используется в коммуникациях.
- Вес изделия . Изделие из латуни всегда тяжелее стального или силуминового аналога.
- Форма ручки . В продаже можно найти изделия с длинным рычагом или «бабочкой». Первый вариант является более предпочтительным в ситуациях, когда кран долго не поворачивался. Тогда для этого приходится прилагать усилия, что в случае с «бабочкой» является проблематичным.
- Стоимость . Этот вопрос каждый решает сам для себя, но качественные изделия не могут стоит дешево.
- Соответствие перечисленных характеристик особенностям быта в данной конкретной стране . В разных городах температура воды в системах отопления разнится, что накладывает свой отпечаток на выбор запорной арматуры.
Ручка для шарового крана
Как уже было сказано, она может иметь вид:
- Рычага . Кран шаровый с американкой такого типа более практичен и удобен в использовании. Он позволяет ухватиться за него всей рукой и осуществить поворот в нужном направлении. Если кран «закис», то для этого требуется приложить немалое усилие, а с рычагом это сделать легче.
Бабочки . Более предпочтительна с эстетической точки зрения. Она аккуратна на вид, но для ее поворота используются лишь два пальца одной руки, которыми будет тяжело сдвинуть с места «залипший» кран.
Надо сказать, что ручка может иметь и самые разные цвета. По традиции синий используется для систем холодного водоснабжения, а красный – горячего. В желтом исполнении производят ручки, предназначенные для газопроводов. Кроме того, в продаже можно найти изделия белого цвета – их специально устанавливают на радиаторы и полотенцесушители. Материалом изготовления может быть как пластик, так и металл.
Ремонт закисшего шарового крана.
Важно понимать, что данный метод
работает только в не очень запущенных случаях. После подобных манипуляций на
фторопластовых уплотнениях внутри крана возможно останутся царапины от солевых
отложений, и кран может не держать давление воды
Ни в коем случае не пытайтесь закрыть его с помощью плоскогубцев и грубой силы. В лучшем случае сломаете ручку крана или разрушится внутренний механизм – сам шарик или его шток. В худшем случае корпус крана может лопнуть и развалиться на части со всеми вытекающими из этого последствиями.
Последствия закрытия шарового крана силой.
Если попытаться силой закрыть заклинивший шаровый кран, то можно получить вот такой результат.
И так, чтобы реанимировать закисший шаровой кран, нужно в первую очередь открутить гайку со штока крана и снять его ручку.
Шаровый кран без ручки.
Под ручкой находится гайка, которая сдавливает фторопластовое уплотнение штока крана. Откручиваем ключом немного эту гайку, буквально пол оборота, больше не нужно. Здесь нужно сказать, что такая гайка имеется не на всех кранах.
На самом штоке крана имеется две плоские параллельные поверхности. Вот за них берёмся с помощью разводного ключа и начинаем медленно и аккуратно прокручивать кран в разные стороны. Сначала немного в одну сторону, затем в другую и постепенно увеличивая амплитуду пока он не станет полностью открываться и закрываться. Большие усилия не нужно прилагать. Лучше все сделать медленнее, тогда больше шансов, что кран не сломается.
Открытие крана выполняем разводным ключом.
Из-за того, что ослаблено уплотнение штока, могут появиться
капли воды из-под штока. Это не страшно, после всех манипуляций подтянем гайку
и капель больше не будет.
Если на кране нет прижимной гайки, то пробуем его раскрутить
как есть. Если такой кран начнет пропускать воду из-под штока, то его придется заменить.
Чтобы проверить исправность шарового крана, нужно одеть на шток ручку и покрутить кран от упора до упора. Если кран крутится, то закручиваем прижимную гайку и гайку на штоке.
Шаровый кран в открытом положении.
Тот же кран в закрытом положении.
Полезные советы по эксплуатации шарового крана.
Чтобы шаровой кран не закисал, ему нужно делать профилактику один раз в месяц. Просто его закрыть и открыть до упора. Это простое действие будет очищать солевые наросты на внутренних деталях крана, и тогда он прослужит долго. Профилактическую прокрутку удобно делать со снятием показаний счетчиков воды.
Во время профилактической прокрутки открывать кран нужно плавно, сначала приоткрыть, а затем открывать уже до конца. Это связано с тем, что резкое открытие крана может спровоцировать гидроудар давлением воды и водная магистраль может разрушиться в каком-либо месте. В основном это актуально для жителей многоэтажек, у них вода подается на высокие этажи под большим давлением, и обладателям квартир со старыми металлическими водопроводными трубами. Металлические трубы ржавеют изнутри с уменьшением толщины стенки и гидроудар может привести к их разрушению.
Если у вас закис кран на вводе в квартиру, то лучше всего сначала перекрыть подачу воды на вертикальную магистраль, так называемый стояк. Только после этого можно пытаться реанимировать закисший кран. Если этого не сделать, то есть вероятность, что кран разрушиться и вы затопите своих соседей. Если же вы настроены решительно, то обязательно приготовьте какой-нибудь сливной шланг, скотч, тряпку. Например, пластиковый шланг-гофра от сифона. Скотчем удобно будет закрепить шланг. В случае разрушения крана можно попытаться направить поток воды в раковину, унитаз или ванну.
Также работы по реанимации крана желательно делать с утра. В случае аварии у вас будет больше шансов дозвониться в аварийные службы и перекрыть магистраль в подвале дома и тп. Перед этим нужно хотя бы узнать номера телефонов куда звонить.
При выборе шарового крана нужно руководствоваться его внешним видом и весом, чем он тяжелее и чем толще его стенки, тем кран надежнее. Кран должен быть из латуни.
Определить латунный кран или нет, можно заглянув в него. Корпус крана внутри должен быть желтого цвета
Также стоит обратить внимание на его вес. Латунные, как правило более тяжелые, чем краны, изготовленные из силумина
По возможности выбирайте краны с ручкой, а не “бабочкой”. Их легче открыть и закрыть, что особенно актуально для женщин.
Если на новом кране ручка тяжело крутиться, то нужно немного открутить гайку, находящуюся под ручкой, и кран будет легче открываться и закрываться.
На вводе в квартиру лучше поставить латунный кран вентильного типа. Такие краны намного надежнее шаровых.
Латунный кран вентильного типа.
В заключении статьи рекомендую посмотреть видео по данной теме.