Плитка майолика: история создания и примеры современных интерьеров

Майолика – краткая история “взлета и падения”

Первые майоликовые плитки были изготовлены еще несколько тысячелетий назад, свидетельством тому являются огромные панно с изображениями фараонов. Так что они радовали глаз и в Древнем Египте, и в Вавилоне, да и прочие развитые древние цивилизации от них не отставали. Такие изделия прекрасно выдерживают высокие температуры, поэтому пользовались большой популярностью в жарких странах. А вот позже техника подглазурной росписи появилась вместе с арабами (маврами) на Иберийском полуострове. Нужно сказать, что название «майолика» произошло от «Майорка», откуда итальянцы и начали в Средние Века привозить искусно расписанные мавританские сосуды. А вот в Португалии такие плитки называют «азулежуш», а в Испании – «асулехос».

После итальянцы научились самостоятельно изготавливать майолику и даже значительно ее усовершенствовали. В Италии она была популярна в XIV-XVII вв., наиболее известным итальянским специалистом в этой области был Лука дела Роббиа, живший в эпоху Ренессанса. Он придумал способ наносить белю и цветную глазурь на плитку так,  чтобы она крепко держалась и не теряла яркость красок. Майолика из Италии начала свое шествие по Европе как украшение интерьера и экстерьера богатых домов. Подобные керамические изделия вошли в моду во Франции, Нидерландах, Германии, России, Швейцарии и Австрии. Однако в начале XVIII в. началась эпоха фарфора и фаянса, явных конкурентов изделий в технике подглазурной росписи.

Майоликовые плитки часто можно было встретить в XVIII в., в богатых домах российского дворянства. Были мастерские и заводы близ Москвы, выпускавшие изделия в монохромной (завод Гребенщикова в Москве) и полихромной (Гжель) росписи. А вот в Ярославле тоже производили подобную плитку, но уже поливную, а не подглазурную. До сих пор одним из основных признаков интерьера в стиле русской усадьбы XIX в. является печь с изразцами.

Майолика в интерьере легко превращалась из отделочного материала в настоящий шедевр изобразительного искусства, особенно когда росписью занимались такие известные художники, как Михаил Врубель, Виктор Васнецов, Пабло Пикассо или Мауриц Эшер. Даже поклонники хай-тека не отказались бы от такого драгоценного украшения интерьера. Хотя майолика лучше всего подходит для средиземноморского, мавританского и русского стилей, но в качестве панно она вписывается даже в современные стили. Причем контраст старинной техники рядом с новейшими отделочными материалами и бытовой техникой выглядит просто потрясающе.

Состав и структура

Основную долю в составе майолики занимает глина красноватого оттенка. Могут допускаться небольшие количества кварца, известняка, мела. Они улучшают адгезию керамики с глазурью. Кроме того, сегодня часто используются особые синтетические добавки, упрочняющие материал.

По структуре майоликовая плитка представляет собой однородную керамику, хорошо спекшуюся. Она может быть достаточно плотной или иметь мелкие поры (последний вариант в основном используется для отделки каминов и печей). Поверхность плиток глазурованная, с ярко выраженной текстурой.

Про свойства майолики поведаем нашим читателям далее.

Довольно подробно о майолике и ее особенностях расскажет данное видео:

Блог – Как использовать майолику в интерьере ванной и кухни

Плитка с ласковым названием, испанским прошлым, восточным орнаментом и ярким темпераментом. Майолика — дорогая и броская отделка. Как её использовать, с чем сочетать и есть ли способы экономичного использования плитки в интерьере?

  • Производство и свойства майолики

  • Сочетание со стилями интерьера

  • Где использовать майолику

  • Бюджетные варианты

Время чтения: 3 минуты

Производство и свойства майолики

Сочные цвета, рельефный глянец и узоры — все свои особенности майолика получает из-за способа производства. Обычную керамическую плитку сначала обжигают, потом украшают глазурью и отправляют сушиться.

Майолику после обжига тоже покрывают глазурью — только белой. И сразу начинают по сырой глазури рисовать. Потом на рисунок наносят прозрачную глазурь и обжигают второй раз. Все три слоя спекаются вместе, так получаются пёстрые цвета и характерные неровности. А за счёт двойного обжига майолика устойчива к высоким температурам и её часто используют в облицовке печей и каминов.

Сочетание со стилями интерьера

Родные стили для майолики — восточный, средиземноморский, русский. В таких интерьерах перестараться с майоликой невозможно.

Благодаря своей поверхности — текстурированной, глянцевой, с выпуклостями и ямками, она хорошо смотрится с кантри-материалами: деревом, камнем или штукатуркой. В классических интерьерах можно встретить монохромные изразцы, или сине-белые изразцы в дельфтском стиле. Однотонная майолика подойдёт минималистичным пространствам в эко-концепции.

 Сине-белая плитка JOSSE SIEGE в оформлении фартука кухни

Идём дальше: в современных стилях она также может присутствовать, уже больше фрагментарно, создавая интересное противостояние традиционного и современного.

Где использовать майолику

Чаще всего майоликой оформляют ванную комнату или кухню. А ещё печи и камины. Самый частый вопрос: можно ли использовать майолику для пола? Ответ — да. Коллекции делятся на напольную и настенную майолику. Отличаются они толщиной — она больше у  напольной. Но при выборе майолики для пола нужно помнить, что это гладкая плитка, и при намокании она может скользить.

Самое интересное занятие — найти, с чем ещё можно сочетать майолику на стене. Майолика в интерьере ванной выигрышно сочетается с зеркалами, так узоров становится больше. Почти уже классический вариант — сочетание майолики и дерева. И чаще всего майолику сочетают с майоликой: фоновую плитку с бордюрами, одни узоры с другими.

Майолика в интерьере кухни применяется преимущественно на фартук, иногда на столешницу.

Бюджетные варианты

Вот несколько профессиональных советов, как можно бюджетно применить майолику в интерьере.

1. Узорные и бордюрные вставки:

Стоимость узорной майолики выше однотонной. Поэтому иногда дизайнеры прибегают к хитрости: покрывают пространство однотонной майоликой, а в горизонталь или вертикаль пускают узорный бордюр

 Плитка майолика в интерьере кухни, коллекция LES TUNISIENNES. Узорный бордюр в оформлении фартука и однотонная изумрудная майолика в оформлении столешницы

 Плитка майолика в интерьере кухни, коллекции LES MEXICANES и LES UNIS

2. Предметный дизайн:

Майоликой можно оформить старый стол, обрамить зеркало, сделать небольшое панно в качестве картины. Такой акцент не останется незамеченным

 Обрамление зеркала майоликой

 Майоликой в этой кухне оформлена одна небольшая стена — но настроение уже испанское. Кухня в телепроекте “Школа ремонта”

3. Плитка “под майолику”

Некоторые производители керамогранита предлагают плитку с имитацией майоликовых узоров. Такие узоры наносятся механически. Но фабрикам удаётся напечатать на плитке характер ручной работы: они старательно переносят даже трещинки и неровные линии. Такую плитку можно найти у молодых китайских фабрик Eleven Co, Color Bridge и Exotic River.

 Плитка “под майолику” Exotic River, коллекция BRIGHT – DECOLOR

Майолика в интерьере

В интерьере используются не только предметы декора из майолики, но и расписная плитка. Ей облицовывают камины, ванные и душевые. Пригождается плитка и при оформлении откосов окон, наличников. Еще дизайнеры любят выкладывать майоликой часть стен в прихожих и ступени лестниц.

Пригодиться майолика может также:

  • в качестве столешницы
  • в виде обрамления зеркала
  • как основа для полок
  • в качестве чистовой отделки колонн
  • в виде часов

Поскольку глазурированный и расписной фаянс активно изготавливался итальянскими мастерами, стал ассоциироваться со Средиземноморьем. Поэтому майолика в интерьере используется с целью создания атмосферы близости моря, яркого солнца, обилия зелени, легкости настроения, спокойствия.

Майолика в интерьере

В самой Италии майолика не только в домах, но и на улицах. Расписной плиткой выложены мосты, городские лестницы, набережные, стены соборов. Таблички с номерами на домах и названиями улиц тоже бывают из майолики. Такие изделия могут иметь вид свитка, животного, луны или солнца.

Подсказка 3. Отдаем предпочтение природным отделочным материалам или качественным имитациям

В отделке пола: керамогранит под камень, например, травертин, керамическая плитка также под камень или некрашеную глину, а также деревянная паркетная доска, натуральный массив, ламинат.

Советы:

  • Желательно, чтобы дерево на полу казалось выбеленным и потертым;
  • Камень, керамогранит и плитку стоит утеплить системой подогрева, ведь в то время как в жарких странах эти материалы дарят приятную прохладу, в северных широтах они приносят только дискомфорт.

Для отделки потолка подойдут: штукатурка, матовая краска, натяжной матовый потолок, потолок из деревянной вагонки. Для высоких потолков в качестве дополнения уместны декоративные балки как на фото ниже.

Примеры современных интерьеров

Российская плитка Уралкерамика, коллекция Майолика Пример облицовки совмещённого санузла Стандартная кухня Облицовка нестандартной ванной комнаты

  1. alt=»Расчёт плитки для ванной без специальных программ: онлайн калькулятор и инструкция» width=»90″ height=»90″ />Расчёт плитки для ванной без специальных программ: онлайн калькулятор и инструкция
  2. alt=»Напольная плитка в коридоре: тонкости укладки своими руками» width=»90″ height=»90″ />Напольная плитка в коридоре: тонкости укладки своими руками
  3. Журналы о плитке

Майолика в ванной комнате

На страницах сайта PLITKA-SDVK.RU вы найдете товарные позиции от популярных мировых производителей из Испании, Италии, России, Турции, Польши.

С учетом того, что в душевой люди предпочитают расслабиться после работы, принимают водные релаксационные процедуры, не рекомендуется останавливаться на ярких тонах. Психологи утверждают, что самыми благоприятными являются голубой, бежевый, розовый, а также имитации фактур натуральных материй.

Отличительными особенностями коллекции являются общий узор и тематика. В одной серии продукция может издаваться в нескольких цветах. Это позволяет зонировать пространство элементами разных оттенков с одним рисунком.

Дизайн не менее существен, чем её качество. Помните о том, что ремонт выполняется на десятилетия, поэтому желательно отказаться от модных и ярких решений в пользу классики. Конечно, выбор всегда за вами.

  • Стеновая. Облицовочная, обладает мягкой структурой и легко режется. Это позволяет свободно подгонять её под различные извивы поверхности. Приобретать такое изделие лучше всего с коэффициентом водопоглощения 20%. Не кладите на пол, она для этого не предназначена.
  • Для пола. В отличие от первой имеет низкое водопоглощение и плотный состав, устойчива к химикатам, износоустойчива, не теряет рисунка с течением времени.
  • Декоративные элементы: бордюры, панно, вставки. Они придают изящный и законченный вид и могут продаваться как в составе собраний, так и раздельно.

Несмотря на ласковое название и весёлый внешний вид, майолика обладает буквально железной закалкой. Ей не страшны высокие и низкие температуры, влажность, она устойчива к загрязнениям. Поэтому майолику используют при облицовке каминов, ею украшают кухни и столовые, а также активно используют в интерьере ванных комнат.

Ванная комната в Средиземноморском стиле

Андалузские узоры переносят в Испанию, где в своё время культура плотно перемешалась с мавританскими (арабскими) истоками. Оттого в Испании очень много восточных узоров и затейливой архитектуры.

Но самый, пожалуй, родной стиль для майолики – это восточные интерьеры. Марокканские арабески, андалузские росписи очень уверенно чувствуют себя в ванных комнатах, выдержанных в восточном стиле.

И несмотря на то, что майолика славится дивными росписями, даже однотонная плитка имеет особенную красоту. Поскольку благодаря технологии производства поверхность плитки становится слегка рельефной, что передаёт уникальность ручного производства. А цвета становятся очень яркими за счёт двойного обжига, при котором спекаются вместе краска и белая глазурь.

Иногда росписи майолики заменяет рельефная резьба:

Белая майолика с имитацией резьбы по гипсу и цветочным орнаментом в восточном стиле, коллекция CORDOBA И даже небольшие вкрапления майолики придают интерьеру ванной комнаты роскошь и восточно-средиземноморские мотивы. Дизайнеры часто прибегают к таким решениям:

Большое зеркало над раковиной по всему периметру облицовано узорной керамической майоликой малахитового цвета. Подробней здесь.

Идеи для гостиной

Поскольку современный стиль Италии стал воплощением авангардной мысли, то и направления, которые его выражают, тоже бывают разные. Попробуем выделить три особенно интересных подхода к этому творчеству, которые часто используются для оформления модных квартир и частных домов. Разделим их на три системных категории:

  • рустик (кантри);
  • luxury;
  • смелый contemporary.

Небольшая, классическая гостиная

Хотя они все очень отличаются друг от друга, проекты имеют общую тему: все они находятся под влиянием прошлого, одновременно влияя на современный дизайн мира. Давайте всмотримся более пристально в каждый из этих взглядов, чтобы понять больше.

В стиле кантри

В деревенском, рустикальном итальянском дизайне используются необработанные материалы поверхностей в помещениях, поскольку они соединяют в себе разные миры – новый со старым. Хотя эти два мира могут быть разными, они дополняют друг друга через контраст.

Мы не все можем жить в итальянском фермерском доме с оголенными старыми кирпичными стенами и балками, но идея использовать контрастные черты между новым и традиционным – это концепция, которая регулярно просматривается в таких проектах, как лофт или индустриальный стиль.

Кантри стиль

Классический Luxury Modern

Лакшери дизайна Италии привлекает баланс между тонкой элегантностью и бессмертным статусом. Такие предметы, как обеденный стол и стулья, используются как возможность быть выразительным и артистичным, оставаясь в пределах хорошего вкуса, который излучает богатство. Из-за этого стиль находит способы развиваться, чтобы сохранить оригинальность в своей нише индустрии дизайна. Как ни странно, вдохновение из прошлого постоянно сохраняет концепцию свежей и роскошной.

Luxury Modern

Стеклянный contemporary

Работа по стеклу – это неизменный источник вдохновения на протяжении веков, поэтому современные дизайнеры находят способы поднять границы между возможностями стекла и новым дизайном. Традиционные стеклянные изделия итальянцев уходят корнями в Венецию и Минотти, где художественно выдувное стекло стало весьма популярным в Европе в разные моменты ее истории. Теперь традиция ремесла и качественное мастерство по стеклу находит свое отражение в новом дизайне в таких же художественных манерах, но под сегодняшние вкусы.

Стиль Мемвис

Роскошная кожа

Кожа – еще один материал, по которому Италия признана лучшей по ее производству. Как и стекло, кожа имеет прошлое, основанное на методах многовековых мастерских.

По сей день лучшие кожевенные заводы в Италии продолжают поддерживать традиционные методы крашения и дубления. Они придают изделию, сделанному в Италии, репутацию элитной кожи. Такая кожа делает кресла, диваны или обеденные стулья особенными.

Смелый стиль Мемфис

Самая смелая сторона итальянского дизайна contemporary имеет совершенно иной эстетический маршрут по сравнению с более изысканными аналогами. Вращаясь вокруг концепции веселья, цвета и четко определенных форм, легко увидеть, как это разделение может найти свои корни в итальянском движении Memphis. Бросая вызов идее того, как должна выглядеть” жизнь», Мемфис преодолел барьеры отраслевых стандартов, централизовав дизайн вокруг цветов и форм, чтобы выразить творчество.

Самая смелая сторона итальянского дизайна

Разные бренды, например Kartell, используют в своих целях полиэтилен и термопластик, чтобы создать дизайн, ориентированный на цвет и упрощенную форму, одновременно служа функции.

Как новый итальянский дизайн влияет на наши дома, можно увидеть через различные аспекты его характера. В то время как один стиль может работать в сочетании с неотесанностью Старого Света, другой найдет свое вдохновение в мировых ремеслах, чтобы использовать их для новой роскоши. А третий будет прокладывать себе путь, сосредоточившись на авангарде.

Итальянский стиль

Роскошная мебель эксклюзивного интерьера

Стильность, Комфорт и Красота (170+ Фото): интерьер в черно-белых тонах (гостиной, спальни, кухни)

история создания стиля и фото в интерьере

Мадонна с младенцем. Лука делла Роббиа, 1455 год.

В состав глазури входила окись олова. Чтобы подкрасить её в синий цвет, добавляли кобальт, в зелёный — медь, фиолетовый — марганец.Плитка майолика обжигалась дважды: перед глазурованием на слабом огне, и после — на сильном. Когда об этом секрете узнали итальянские гончары, они поставили производство на поток, открыв новую отрасль изготовления глазурованного фаянса. Кстати, слово фаянс происходит от итальянского города Фаэнцы. Именно там делали известные на весь мир изделия из глины.

Пик популярности майолики пришёлся на XVII век. В это время она уже попала в Швецию, Германию, Голландию, Францию и другие европейские страны.На этом видео показан процесс обжига, глазурования и росписи плитки:

Быстрая навигация по статье

Особенности майолики в разных странах

Итальянская

Итальянская майолика имеет округлые формы и яркую роспись по непрозрачной глазури или по белой обмазке под прозрачной глазурью (так называемая полумайолика). Из-за технологии производства преобладающими цветами стали сине-зелёные и жёлто-коричневые оттенки.

В основном итальянская майолика не использовалась в бытовых целях. Расписанные блюда, кувшины и вазы выставлялись на открытых полках, шкафах и столах для украшения интерьера.

Голландская

В Голландии начали делать майолику с конца XVI века. С тех времён сохранилось несколько фабрик, которые и по сей день изготавливают плитку, и остаются самыми старыми в мире.

Русская

В XVII веке майолику использовали в Ярославле и Москве для украшения оконных наличников, изразцовых печей, порталов, фризов.

Панно расписанное в стиле русской майолики

Интерьер дворца считается уникальным, потому что на него ушло более 30 тысяч плиток.

загрузка…

Интерьер квартиры

Кухня

Кухня в стиле итальянского средиземноморья имеет отличительные черты, которые заставляют городскую кухню выглядеть по-летнему

Важно при отделке фартука использовать мозаику, майолику, плитку с орнаментом в зелено-голубых тонах

Пол должен быть однотонным из камня, плитки, ламината. Мебель должна быть матовой, деревянной или с окрашенными МДФ фасадами. Обеденный стол подбирается из дерева, столешница – из мрамора. Сочетается ковка с плетеной лозой на фоне оштукатуренных, окрашенных стен или однотонных обоев в бежевом, фисташковом и оранжевом цвете.

Гостиная

В интерьере средиземноморского стиля гостиная должна быть с широким окном или оно должно быть оформлено шторами так, чтобы оставить окно максимально открытым. Для пола используется доска с потертостями и шероховатостями.

Подойдет штукатурка, обои под покраску с имитацией короеда, деревянные массивные двери с текстурой трещин. Кованые люстры, плетенные кресла, низкие диваны подойдут для итальянского интерьера.

На фото интерьер гостиной с широким окном, узорчатыми шторами на фоне однотонной отделки стен, плетеный декор и фарфоровая посуда.

Спальня

В итальянском интерьере спальня не должна быть перегружена сложно драпировкой штор, для этого стиля подойдут легкие занавеси, тафта, однотонные портьеры.

Для стен подбирают соломенный и песочный оттенок, натуральную отделку пола, деревянную мебель на ножках. Стиль спальни просматривается в отсутствии лишнего декора, шторах в тон стен, классических торшерах, фресках.

Детская

Интерьер детской комнаты должен отличаться от спальни, здесь есть сочетание ярких красок, узоры. Мебель окрашена в белый цвет, потолок оштукатурен или деревянный, кровать с ножками и кованным изголовьем.

На фото современный итальянский интерьер детской с деревянным столом, меловой доской, современной мебелью, цветами и самодельным декором.

Ванная

Интерьер ванной комнаты в итальянском стиле отличается деревянными тумбочками, белым, зеленым, золотым и синим цветом отделки. Применяется кафель, керамогранит, мозаика, фреска и декоративная композиция из плитки.

На пол укладывается керамогранит под камень или темный цвет дуба. Аксессуары – зеркало, полотенцедержатели из дерева, растения, подсвечники вместо бра.

Список используемой литературы

  • Кайгер-Смит, Алан , Оловянная керамика в Европе и исламском мире: 1000-летняя традиция майолики, фаянса и фаянса (Faber and Faber, 1973) ISBN  0-571-09349-3
  • Коэн, Дэвид Харрис и Гесс, Кэтрин, Путеводитель по итальянской керамике (Музей Дж. Пола Гетти совместно с British Museum Press, 1993)
  • Кора, Galeazzo Storia della Maiolica di Firenze e del Contado. Secoli XIV и XV (Флоренция: Сассони) 1973 г. Стандартная монография об основных ранних центрах, опубликованная в экстравагантном формате, которая сейчас приносит на книжный рынок более 1200 долларов.
  • Фаэнца . Журнал издается с 1914 года и посвящен майолике и глазурованной посуде.
  • Филиппони, Фернандо, Аурелио Ансельмо Груэ: майолик в сеттеченто фра Кастелли и Атри , Кастелли, Вердоне Эдиторе, 2015, ISBN  978-88-96868-47-8 .
  • Филиппони, Фернандо, Souvenir d’Arcadia. Ispirazione letteraria, classicismo и новые модели для декоративных произведений искусства Alla Corte di Clemente XI , Torino, Allemandi, 2020, ISBN   .
  • Мед, WB, европейское керамическое искусство (Фабер и Фабер, 1952)
  • Ливерани, Дж. Ла майолика итальянская сино алла сравнение делла Порселлана Европа Резюме столетнего исследования, в основном основанного на сохранившихся примерах.
  • Муссакио, Жаклин, Чудеса Майолики: итальянская керамика эпохи Возрождения из художественной галереи Коркоран (Bunker Hill Publishing, 2004)
  • Остерман, Матиас, Новая майолика: современные подходы к цвету и технике (A&C Black / University of Pennsylvania Press, 1999) ISBN  0-7136-4878-3
  • Рэкхэм, Бернард. Итальянская майолика (Лондон: Фабер и Монографии Фабера)
  • Солон, Марк Л., История и описание итальянской майолики (Cassell and Company Limited, Лондон, 1907 г.)
  • Уилсон, Тимоти, ” Керамическое искусство итальянского Возрождения (Лондон) 1987″. Библиография.
  • —, Maiolica: итальянская керамика эпохи Возрождения в Ашмоловском музее (Ashmolean Handbooks, 1989) ISBN  0-907849-90-3
  • Феррари, Феличе (2003). La ceramica di Lodi [ Керамика Лоди ] (на итальянском языке). Аццано Сан Паоло: Bolis Edizioni.
  • Пул, Джулия Э. (1997). Итальянская майолика . Справочники музея Фитцуильям. Кембридж, Нью-Йорк, Мельбурн: издательство Кембриджского университета. ISBN .

Подсказка 6. Удачное цветовое оформление – 50% успеха

Варианты цветового оформления дизайна кухни в средиземноморском стиле:

В монохромной гамме (больше соответствует испанскому и итальянскому дизайну кухни): сочетание близких друг к другу теплых натуральных цветов — самых разных оттенков бежевого, желтого, кораллового, оранжевого и коричневого.

Освежить такой «теплый» интерьер можно с помощью белого, зеленого, синего, голубого и бирюзового цвета.

В контрастной гамме (больше подходит для кухни в греческом стиле): основу интерьера составляют белый в сочетании с контрастным синим и всеми его оттенками от бирюзового до голубого. Сине-белому союзу в греческой культуре отведена особая роль еще со времен Древней Греции, ну а в интерьер душной греческой кухни такая гамма еще и вносит нужный импульс свежести и прохлады. Однако нам, жителям северной страны, лишняя прохлада ни к чему, поэтому старайтесь вместо холодного синего включать в интерьер более нейтральные оттенки — пыльные голубые или бирюзовые, а в дополнение к бело-голубой гамме подбирайте теплые краски, перечисленные выше.

Чем заменить майолику

Кроме настоящей майолики, существует еще более дешевая плитка «под майолику» или «в стиле майолика». Она отличается тем, что рисунок находится не под глазурью, а просто наносится (методом штамповки) сверху. Конечно же, такие изделия будут иметь более низкие эксплуатационные характеристики. А рисунок со временем сотрется.

Еще один способ сэкономить – попасть на распродажу остатков плитки в специализированном салоне. Так как из небольшого количества майолики собрать единый узор уже не получится, то продают ее дешевле. Собрав несколько таких видов плитки, можно оригинально украсить стены своего дома узорами в духе «пэчворк».

И третий способ – использовать вполне качественную майолику, купленную не по распродаже, но в небольших количествах. Например, обрамив рядком плитки дверной проем или окно, встроить несколько цветных изразцов в однотонный кухонный фартук, сделать в коридоре красивый фриз или бордюр из майолики.

О том, как самостоятельно сделать изразцы или плитку «под майолику», расскажет это видео:

Наиболее известные майолики

Итальянские майолики — это, как правило, разнообразные изделия из красной и розовой (терракотовой) глины, покрытые эмалью и расписанные в ренессансном стиле: растительные и геометрические орнаменты, гротески и т. д.

Арабские и турецкие майолики — это также красная или желтовато-белая глина черепка, плюс покрытие белой эмалью и свои собственные росписи — опять же орнаменты, в основном геометрические и довольно специфические растительные, а также различная каллиграфия.

Португальские майолики — это, конечно, азулежу — красная или розовая глина, по-прежнему покрытая белой эмалью и расписанная, как правило, бело-синими бароккальными орнаментами и различными сюжетными композициями.

Северные майолики — Франции, Германии, Великобритании, северной Италии — это в основном белый полуфаянсовый или фаянсовый черепок, покрытый белой эмалью, хотя на заре их возникновения также использовались и красные глины, как наиболее распространенные на нашей планете. Однако в последствии большинство керамистов этих регионов стали добавлять в глиняную массу каолин и другие добавки, сделавшие черепок кремово-белым, получившим позднее название фаянс с легкой руки мастеров города Фаэнцы, давших название этой глине.

Предыстория возникновения майолики — в попытках копирования белого китайского фарфора и его имитация. Отсюда покрытие белой глазурью керамических изделий из цветных глин, доступных мастерам прошлого. В России майолика заменила собой технологию ангобирования, т.е. покрытия красного черепка «ангобом» (жидкой белой глиной), как более легкая с технологической точки зрения. Наши предки не пытались имитировать китайский фарфор, но белая основа ярче проявляла краски, которые на белом фоне смотрелись намного лучше, чем на красном.

В других статьях на нашем сайте мы пишем достаточно подробно о развитии майолики в разных регионах мира и в случае интереса к вопросу, вы можете ознакомиться с ними в этом разделе.

Примеры современных интерьеров

Российская плитка Уралкерамика, коллекция Майолика
Пример облицовки совмещённого санузла
Стандартная кухня
Облицовка нестандартной ванной комнаты

Способ обжига при производстве плитки начали применять еще в Древнем Египте и Вавилоне 5 тысяч лет назад. Технология производства стала широко известна благодаря испанским торговцам, которые выведали ее и продали в европейские страны.
В 11-м веке мастер из Италии Лука делла Роббиа и его ученики научились делать белую глазурь и покрывать ею поверхность изделия, которые стали называть майолика(как производное о.Мальорки, где были произведены первые образцы).

Одним из компонентов глазури является окись олова, которую необходимо подкрашивать. Для получения синего цвета использовали кобальт, для зеленого добавляли медь, фиолетовый цвет получался от добавки марганца.

Обжиг майолики выполняют два раза — перед нанесением глазури используется слабый огонь, после покрытия глазурью — сильный. Когда до итальянских мастеров-гончаров дошел этот секрет, они стали массово его использовать на производстве, поставив его на поток. Так и возникла новая сфера выпуска фаянса с глазурованным покрытием. Понятие фаянс получило свое распространение благодаря городу в Италии Фаэнцы. Там находится родина всемирноизвестных глиняных изделий.

Максимальной популярности майолика достигла в 17-м веке. Она уже была известной и востребованной в Швеции, Германии, Голландии, Франции и еще во многих странах Европы.

Видео подробно рассказывает о том, как происходит обжиг, глазурование и художественная роспись кафеля:

Что такое майолика?

Расписная или однотонная плитка майолика с рельефной глазурованной поверхностью является дорогим элементом декора. Изначально это название использовалось для любых изделий, изготовленных из обожженной глины.

Для изготовления этого вида керамики применяется красная глина, которая покрывается белой эмалью. Первый слой глазури наносится под рисунок, а вторым покрывается изделие после росписи.

Обжиг изделия проводят 2 раза. Сначала закрепляют форму, а потом рисунок. Краска, которую используют для росписи, изготовляется из глазури с добавлением окиси олова. Блестящая поверхность изделия за счет рельефа создает блики. На изломе плитка имеет красный цвет.

История создания

Mayolica — разновидность керамики, история которой начинается в период неолита. Восточные изразцы с пестрой росписью проникли в Европу через испанский остров Майорка, которому обязана названием майолика.

На остров, игравший важную роль в торговых отношениях с другими странами, арабские купцы привозили блюда, кувшины, вазы, покрытые оловянно-свинцовой глазурью. Дорогостоящие украшения парадных залов и домов, принадлежавшие работе гончаров Египта, Ирана, Азии, высоко ценились и пользовались популярностью.

Собственные изделия у европейцев появились позже. В начале 16 в. всемирную известность приобрела итальянская майолика. Она отличалась чистыми цветами, для достижения которых рисунок наносился красками желтого и коричневого оттенков и цвета морской волны.

В это же время появились мастерские по изготовлению майолики в Испании, Германии, Франции. В Древней Руси технология изготовления применялась уже в 11 в., но расцвет архитектурная майолика получила спустя 6 столетий. Работе русских мастеров того времени принадлежат фризы, порталы, печные изразцы.

Свойства, характеристики, особенности и состав

Среди ценителей керамики, выполненной с использованием техники майолики, пользуется популярностью однотонная плитка. В этом случае глазурью и красками покрывается вся поверхность. При обжиге изделия компоненты сплавляются, создавая рельеф и цветовую гамму.

Преимуществом такого покрытия является оригинальная раскраска каждой плитки. Изделия имеют форму квадрата со стороной размером от 5 до 20 см. Майолика изготовляется из экологически чистого материала, отличается прочностью.

Кафель характеризуется высокой теплопроводностью, хорошо сохраняет тепло, поэтому часто практикуется его применение для печей, облицовки каминов.

Расцвет итальянской майолики. Популярные мотивы декора

Своего расцвета данная техника достигла в 16 столетии, когда появилось много новых регионов ее изготовления: Венеция, Губбио, Урбино, Деруга, Кастель-Дуранте. Серьезная конкуренция наблюдалась между мастерами Урбино и Фаэнцы, на которых ориентировались керамисты других городов. Но, несмотря на это, для изделий каждого региона были присущи свои характерные особенности.

Нельзя не отметить, что на роспись керамики огромное влияние оказывали хорошо развитые в ту эпоху графика и живопись. Это способствовало возникновению новой манеры росписи, когда красочные повествовательные картины переносились непосредственно на блюда. Называлась такая техника istoriati. Оформленные таким образом изделия по сравнению с обычной станковой картиной были значительно дешевле, благодаря чему пользовались большим спросом по всей Италии.

Еще один интересный и важный мотив – оформление гротеском, который из монументального и грубоватого превратился в миниатюрные и изящные творения благодаря кисти Рафаэля. Работы автора пользовались таким успехом, что другие керамисты стали создавать своего рода первые репродукции с его изделий, перенося изображения на свою майолику.

В таких композициях декор размещался по одному из двух принципов:

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий