Цапковая арматура
Термин «цапковое соединение» вошел в широкий обиход в конце XIX столетия. Его главные атрибуты для трубопроводной арматуры ─ присоединительные патрубки с наружной резьбой и наличия буртика. Конец трубопровода с буртиком накидной гайкой прижимается к торцу патрубка арматуры.
Цапковое соединение используется для арматуры высокого давления небольших размеров, в частности, приборов КИП. Оно эффективно при ввинчивании арматуры в корпус сосудов, аппаратов, установок или машин. Его герметичность обеспечивается наличием прокладок и специальными смазками.
Примером цапкового соединения может служить подсоединение пожарного рукава к пожарному гидранту.
Всем резьбовым соединениям свойственны такие достоинства как минимальное количество присоединительных элементов, малая металлоемкость и, соответственно, небольшая масса, технологичность. Эффективный монтаж резьбовых соединений требует совпадения внутренней и наружной резьбы, использование мягких или вязких материалов для уплотнения. Но при этом следует учитывать, что нарезка резьбы уменьшает толщину стенки трубы, поэтому такой тип соединения плохо подходит для тонкостенных труб.
Кроме перечисленных существуют и другие способы присоединения арматуры. Так, в трубопроводных системах могут применяться дюритовые соединения. Это соединения посредством цилиндрических муфт, состоящих из нескольких слоев прорезиненной ткани (говоря простыми словами ─ фрагментов шлангов), надвигаемых на сделанные на патрубках выступы и фиксируемых с помощью металлических хомутов.
Еще один способ присоединения арматуры ─ пайка, которую применяют для медных труб с небольшим диаметром. Конец трубопровода, обработанный припоем, вставляется в выполненную в патрубке проточку.
Функциональные возможности, работоспособность и надежность трубопроводной системы определяется не только параметрами входящей в ее состав арматуры, но и тем, насколько качественно выполнено соединение арматуры, выбору и выполнению которого всегда следует уделять повышенное внимание
Типы запорных устройств
Запорные конструкции трубопроводов могут быть регулирующими. Их подразделяют на четыре вида:
- Задвижка, имеет два взаимно перпендикулярных положения относительно оси трубы. Перекрывает и открывает проход для перемещаемого продукта.
- Клапан оборудован закрывающим или регулирующим механизмом, движение которого происходит параллельно направлению движения потока переносимого вещества.
- У крана механизм вращаться вокруг собственной оси, передвигаясь вверх или вниз под разными углами к оси трубы.
- Вентиль необходим для перекрытия и регулировки подачи продукта в трубопроводе. Он может служить предохранительным клапаном, конденсатоотводчиком. Бывает шаровым и клапанным.
Как запорную конструкцию чаще используются задвижки, как регулирующие механизмы устанавливают клапаны. Они быстро срабатывают, характеризуются высоким гидравлическим сопротивлением и герметичностью.
Чугунный кран со смазкой под давлением
1 — каналы; 2 — основание пробки; 3 — болт; 4 — шариковый клапан; 5 — прокладка
Помимо кранов со смазкой применяют простые поворотные краны, которые подразделяют на натяжные, сальниковые и самоуплотняющиеся. Эти краны устанавливают на надземных и внутриобъектовых газопроводах и вспомогательных линиях (импульсные и продувочные газопроводы, головки конденсатосборников, вводы).
В натяжных кранах взаимное прижатие уплотнительных поверхностей пробки и корпуса достигается навинчиванием натяжной гайки на резьбовой конец пробки, снабженный шайбой.
Для создания натяжения пробки конец ее конической части не должен доходить до шайбы на 2-3 мм, а нижняя часть внутренней поверхности корпуса должна иметь цилиндрическую выточку. Это дает возможность по мере износа пробки крана опускать ее ниже, натягивая гайку хвостовика, и тем самым обеспечивать плотность.
Часто применяемые конструкции
Пробочные краны являются одними из наиболее распространенных типов подобных устройств, которые представляют собой элемент конической формы, который расположен в корпусе вместе с маховиком и штоком. В качестве герметизации используется сальник со специальным материалом, который при прижатии к крышке уплотняется. У такой пробки имеется небольшое отверстие и при ее проворачивании, происходит смещение отверстия с корпусом, что способствует открытию рабочего пути.
Если вращение происходит в обратную сторону, то канал закроется. При использовании кранов второго типа, уплотнение достигается путем прижатия к крышке уплотнительного кольца. При навертывании на корпус, расположенная между шайбой и кольцом прокладка начинает сжиматься, что предотвращает проход газам. Подобное разнообразие различных видов запорной арматуры позволяет подобрать наиболее оптимальный вариант для используемого оборудования.
Строительные правила и нормы
Согласно СП 60.13330.2016 оснащение жилых помещений датчиками загазованности не является обязательным и осуществляется по требованию заказчика. Но это касается только уже построенных зданий.
В соответствии с п.6.5.7 СП 60.13330.2016 сигнализатор загазованности требуется в новых, реконструированных, подлежащих капремонту жилых строениях, где предполагается эксплуатация котлов, колонок, плит и другого оборудования.
Исполнительным механизмом такого датчика служит быстродействующий электромагнитный клапан — отсекатель, блокирующий подачу газа. Его следует установить на вводе газа в помещение и сблокировать с сигнализатором, чтобы при подаче сигнала последнего клапан моментально прекратил подачу голубого топлива.
Расположение сигнализатора и отсекателя зависит от плотности используемого газа и особенностей разводки в квартире. Выбор места требует высокой квалификации мастера
На этапе планирования помещение обследуется. Пристального внимания заслуживают участки, в которых возможно скопление газа (углубления, ниши). Нельзя допускать наличие «мертвых зон».
Кроме переделки внутриквартирной разводки по необходимости проводят разборку, сборку или замену кухонной мебели, техники, а также монтаж:
- скрытой электропроводки;
- системы подачи тревожной информации;
- принудительной вентиляции.
Все работы ведутся по проекту, что требует подготовительных действий. Сначала нужно обратиться в районную газовую службу.
Инструкция по согласованию выглядит так:
Составление заявления по образцу с указанием желаемых изменений в магистрали
Документ служит основанием для визита мастера по месту установки оборудования.
Уже на месте представитель организации все осматривает, проверяет, проводит расчеты в соответствии с нормами, принимая во внимание план заявителя.
Рассчитывается смета, подготавливается план.
Согласовывается план и смета: документ выдается на руки заявителю для ознакомления и получения согласия на установку.
Проведение оплаты в случае согласия с предложенным проектом.. Если смета и/или план не устраивают заказчика, это обговаривается с мастером, находится компромиссное решение и проект дорабатывается
Если смета и/или план не устраивают заказчика, это обговаривается с мастером, находится компромиссное решение и проект дорабатывается.
Ремонт арматуры
Выделяют три вида ремонта:
- плановый осмотр;
- текущий ремонт;
- капитальный ремонт.
В первом случае элементы очищают от загрязнений, производят профилактическую смазку. Возможна промывка заглушек от песка и прочих отложений, нарушающих герметичность стыка.
Текущий ремонт выполняют по месту установки деталей. Предварительно отключают участок от подачи рабочей жидкости. Для зачистки уплотнительных элементов фитинги демонтируют, уплотнитель срезают с помощью ножа. Если на дисках имеются царапины, их убирают наждачной бумагой и затирают специальной пастой.
Капитальный ремонт производят при обнаружении сложных дефектов. Арматуру демонтируют и ремонтируют в заводских условиях. Для ремонта применяют шлифовальные станки, разнообразные притиры. Для восстановления соединительной поверхности подходят абразивные пасты. После обработки смывают притирочные материалы и производят алмазную шлифовку. Неподлежащие ремонту элементы заменяют новыми.
Правильно подобранная арматура является залогом безаварийной работы системы трубопроводов любой сложности и назначения
Особенно это важно при организации нефте и газопроводов, трубопроводов высокого давления, промышленных предприятий и энергетических комплексов
В видео можно узнать об особенностях работы и конструкции подобных изделий:
Способы соединения с трубопроводом
Соединение арматуры и трубопровода может выполняться несколькими способами:
- Муфтовое соединение. Для такого способа используют муфты с внутренней резьбой. Способ можно применять на изделиях из металлопластика, полиэтилена и полипропилена. Диаметр трубы для муфтового соединения не должен превышать 8 см, а давление рабочей среды – 10 атмосфер.
- Фланцевое соединение. Для такого соединения используется болтовая стяжка. Это позволяет неоднократно выполнять сборку и разбор соединения для очистки арматуры или для ремонтных работ. Болтовые крепления требуют периодического осмотра, так как имеют свойство ослабевать в процессе эксплуатации.
- Соединение под приварку. Стыковка деталей с помощью сварки в раструб или встык считается самой надежной и герметичной, поэтому используется на трубопроводах, транспортирующих опасные вещества.
- Цапковое соединение. Мелкие детали, работающие в условиях высокого давления, соединяются с помощью патрубков с наружной резьбой.
- Штуцерное соединение. Трубопроводы, элементы для которых имеют диаметр менее 15 мм, соединяются с помощью штуцера.
Соединительная арматура газопроводов
В процессе монтажа газопровода может возникнуть необходимость соединения труб из разных материалов или разного диаметра. В этом случае встраивается в состав сети соединительный фланцевый элемент – вспомогательные детали стыковки.
К этой категории арматуры относятся фланцевые адаптеры, хомуты, заглушки, соединительные муфты, отводы, крестовины, тройники, словом детали, в конструкции которых не предусмотрено наличие запорно-регулирующего механизма.
Соединительная арматура потребуется, если возникнет необходимость соединить трубы из разных материалов, участков трубопроводов различных диаметров, а также при поворотах и разветвлениях
Для разветвления газопровода служат тройники и отводы. Они устанавливаются в случаях, когда труба доходит до распределительного участка для какого-либо населенного пункта, однако этот пункт конечным не является.
При помощи регулирующей арматуры трубопровод делится и часть транспортируемого газа уходит в населенный пункт, а часть транспортируется дальше.
Тройники стальные изготавливают из различных марок стали. Их можно использовать практически в любой рабочей среде. Они обеспечивают высококачественное соединение труб и обладают хорошей герметичностью
Характеристики задвижек
Диаметр проходного отверстия в задвижках такое же, как и сечение трубопровода. Такие элементы именуют полнопроходными, управление ими может происходить двумя способами. Чаще всего используют ручное управление (с помощью штурвала), кроме того для управления задвижкой могут применять специальный привод. Производят изделия с гидро или электроприводами, изредка можно найти управление которое использует пневматический привод.
Задвижками с приводом намного проще управлять. Если устройство большого сечения с ручным управлением, то усилия необходимые для закрытия или открытия трубопровода могут быть очень велики (часто наблюдается при редком осмотре и обслуживании задвижек).
Маркировка трубопроводной арматуры
Для ориентирования в видах фитингов, используются специальные обозначения. В них указаны основные технические параметры изделий. Разные производители устанавливают свою маркировку. Наиболее популярной считают маркировку АО «Научно-производственная фирма «ЦКБА». В ней приведены таблицы, указывающие тип изделия, способ привода, материал изготовления, прочие обозначения.
В качестве примера расшифруем следующее обозначение: 13бр042нж – запорный клапан, латунный, уплотнение из нержавейки, имеет дистанционное управление, модель 42. Иногда используют буквенную маркировку: КШ – шаровой кран, КТС – трехходовой стальной кран и другие.
Линзовый компенсатор
1 — патрубок; 2 — фланец; 3 — рубашка; 4 — полулинза; 5 — ребро; 6 — лапа; 7 — гайка; 8 — тяга
Линзовые компенсаторы изготавливают сваркой из штампованных полулинз. Для уменьшения гидравлических сопротивлений и предотвращения засорения внутри компенсатора устанавливают
направляющий патрубок, приваренный к внутренней поверхности компенсатора со стороны входа газа. Нижняя часть линз через отверстия в направляющем патрубке заливается битумом для предупреждения скопления и замерзания в них воды.
При монтаже компенсатора в зимнее время его необходимо немного растянуть, а в летнее — сжать стяжными тягами. После монтажа тяги надо снять. Компенсаторы при установке их рядом с задвижками или другими устройствами обеспечивают возможность свободного демонтажа фланцевой арматуры и замены прокладок (рисунок ниже).
Соединительная арматура трубопроводов
В процессе монтажа трубопровода возникает необходимость соединения труб различающихся материалов (из стали, металлопластиковых, полиэтиленовых, полипропиленовых) и значений диаметра между собой или должен быть встроен фланцевый элемент в состав сети на участке особой важности, где возможна аварийная ситуация. В данном случае используется соединительная арматура – вспомогательные детали стыковки (фланцевые адаптеры, хомуты, соединительные муфты, заглушки, отводы, крестовины, тройники), не имеющие в своей конструкции запорно-регулирующего механизма
Стальные соединительные элементы подходят к любым типам трубопроводов, так как прочны и способны выдерживать высокие нагрузки
Такая арматура позволяет производить быстрый, прочный монтаж, замену деталей, ревизию и ремонт трубопровода. Способ соединения выбирают для каждого вида труб по назначению. Стыковка для металлопластиковых труб предпочтительна обжимная, а для полипропиленовых – сварная. Стык получается добротный, герметичный, долговечный. Диаметр соединительной арматуры варьируется от 25 до 2020 мм, номинальное давление от 1 МПа до 4 МПа. Материал изготовления: чугун, сталь, пластик. Тип соединения – резьбовой, фланцевый, обжимной.
Соединительная трубопроводная арматура из нержавеющей стали особенно прочна, устойчива к агрессивным средам, коррозии, температуре, износу, поэтому незаменима в химической, нефтегазовой, пищевой, фармацевтической промышленности, а так же АЭС.
Запорно-регулирующая трубопроводная арматура
Для контроля потоков в трубопроводных конструкциях и системах используется специализированная арматура, которая позволяет отключать, распределять, регулировать и смешивать, корректируя площадь проходного сечения.
Запорно-регулирующая арматура, изменяя расход транспортируемого вещества, перекрывает или распределяет ее поток, регулируя различные параметры: давление, напор или температуру. Может монтироваться на трубопроводы, ёмкости и другие агрегаты.
Функциональное назначение трубопроводной арматуры позволяет поделить ее на следующие виды:
- Запорная. Обеспечивает полное перекрытие потока в трубах. Пользуется наибольшим спросом и занимает более 80% предложений на рынке.
- Регулирующая. Поддерживает необходимые значения определённых параметров, осуществляя контроль расхода рабочей среды. Температура, давление, состав и концентрация веществ могут быть изменены с использованием такого вида арматуры. Особо стоит выделить относящуюся к регулирующей дроссельную арматуру. Ее используют в случаях необходимости значительного понижения сжатия транспортируемого вещества. Она успешно работает при значительных скачках давления.
- Запорно-регулирующая совмещает в себе функции перекрытия и управления потоками.
- Аварийная отсечная исключает фактор негативного влияния на трубопровод, если давление или направление транспортируемой среды превысило допустимые значения путем перекрытия защищаемого участка от остальной части системы.
- Предохранительная. В аварийной ситуации открывается, чтобы утилизировать из конструкции избыточное количество транспортируемого вещества.
- Смесительная, функция которой – управление потоком рабочей среды для распределения его в определенном направлении или для смешивания. Чаще всего применяется в системах отопления для получения оптимальной температуры.
- Фазоразделительная – автоматически разграничивает рабочие среды в зависимости от их фаз и состояний.
Качественная запорная регулирующая и предохранительная арматура, которая позволяет управлять транспортируемой рабочей средой: водой, паром, газом, нефтью и другими агрессивными жидкостями, – является гарантией прочности и надежности современных коммуникаций.
Трубопроводная запорная арматура может быть изготовлена из следующих материалов:
Основные характеристики таких элементов: диаметр трубы, которую возможно подсоединить, и максимум избыточного давления при показателе температуры среды в трубопроводе 20 градусов. Выбор зависит от технических условий трубопровода, в котором он будет использоваться. Газовые трубопроводы, водные магистрали и системы для перекачки агрессивных веществ используют отличные друг от друга типы оборудования.
Штуцерная арматура
Немецкое происхождение термина «штуцер» от глагола stutzen (подрезать, нарезать) выдает даже его звучание. Так из-за наличия нарезного ствола именовали использовавшиеся для вооружения армий вплоть до XIX столетия мушкеты. В современной технике это существительное применяется для определения короткого отрезка трубы (другими словами ─ втулки) с резьбой на обоих концах, служащего для присоединения труб и трубопроводной арматуры к агрегатам, установкам и резервуарам. В штуцерном соединении присоединительный конец арматуры с наружной резьбой посредством накидной гайки подтягивается к трубопроводу. Его используют для арматуры малого и сверхмалого (с номинальным диаметром до 5,0 мм) диаметров. Как правило, это лабораторная или иная специальная арматура. Например, редукторы, устанавливаемые на баллонах со сжатым газом. С помощью штуцерного соединения в трубопроводные сети «вживляются» различные контрольно-измерительные приборы (КИП), монтируются испарители, термостаты, многие виды оборудования, входящие в состав технологических линий химического производства.
Способы соединения с трубопроводом
Соединение арматуры и трубопровода может выполняться несколькими способами:
- Муфтовое соединение. Для такого способа используют муфты с внутренней резьбой. Способ можно применять на изделиях из металлопластика, полиэтилена и полипропилена. Диаметр трубы для муфтового соединения не должен превышать 8 см, а давление рабочей среды – 10 атмосфер.
- Фланцевое соединение. Для такого соединения используется болтовая стяжка. Это позволяет неоднократно выполнять сборку и разбор соединения для очистки арматуры или для ремонтных работ. Болтовые крепления требуют периодического осмотра, так как имеют свойство ослабевать в процессе эксплуатации.
- Соединение под приварку. Стыковка деталей с помощью сварки в раструб или встык считается самой надежной и герметичной, поэтому используется на трубопроводах, транспортирующих опасные вещества.
- Цапковое соединение. Мелкие детали, работающие в условиях высокого давления, соединяются с помощью патрубков с наружной резьбой.
- Штуцерное соединение. Трубопроводы, элементы для которых имеют диаметр менее 15 мм, соединяются с помощью штуцера.
Разновидности арматуры запорного типа
Различают следующие типы запорной трубопроводной арматуры:
- краны;
- вентили (клапаны);
- задвижки;
- заслонки.
Классификация кранов
Запорные краны преимущественно предназначены для бытовых трубопроводов с малым давлением.
Устройство запорной арматуры-крана следующее:
- корпус;
- запорный элемент;
- рукоять;
- набор уплотнительных прокладок.
Элементы, входящие в состав запорного крана
Классификация устройств может быть произведена по нескольким признакам:
- типу запорного элемента;
- методу установки.
Элементом, перекрывающим поток проходящей среды, может быть:
- шар. В соответствие с этим кран носит название шаровой (рисунок выше);
- конус в виде пробки (пробковый кран).
Запорный кран пробкового вида
Крепиться к трубопроводу краны могут:
муфтовым способом. Фиксирующие гайки наворачиваются на подготовленную на трубе резьбу;
Кран, устанавливаемый на резьбу
- фланцевым способом. В качестве фиксирующих элементов выступают фланцы, соединяемые между собой болтами;
- методом сварки.
Устройства, устанавливаемые на фланцы и методом сварки
Каждый кран имеет свое условное обозначение. На маркировке, нанесенной на корпус устройства, в обязательном порядке отражаются:
- диаметр условного прохода (DN);
- условное давление, на которое рассчитано устройство (РN);
- материал, примененный для изготовления крана;
- предприятие-изготовитель;
- дополнительные справочные материалы (дата изготовления, номер партии и так далее).
Условные обозначения основных параметров крана
Если знать маркировку, то всегда можно самостоятельно подобрать запорное устройство.
Использование вентилей
Запорный клапан (вентиль) состоит из корпуса с двумя концами для крепления устройства и седла, перекрываемого затвором.
Клапан для перекрытия трубопровода
Основная отличительная особенность вентиля от крана – это высокий класс герметичности, что позволяет использовать устройство на газопроводах.
Клапан, как и кран, может присоединяться к трубопроводу при помощи муфт, фланцев или сварки.
Выпускаются вентили, приводимые в действие:
- маховиком (ручное управление);
- электроприводом (электронное управление), в том числе и с помощью дистанционного пульта управления.
Маркировка запорной арматуры – вентиля также содержит:
- условное обозначение модели устройства;
- проход;
- обозначение типа присоединения к трубопроводу;
- давление;
- материал исполнения;
- климатическое исполнение;
- документ, на основании которого вентиль изготовлен.
Обозначение параметров вентиля
Предназначение и разновидности задвижек
Наиболее часто используемым элементом любых трубопроводов является задвижка. Устройство представляет собой корпус и крышку, между которыми располагается затвор.
Простейший вид запорной арматуры
Назначение запорной арматуры – задвижки – любые трубопроводы, диаметр которых варьируется от 15 мм до 2000 мм.
Преимуществами устройства, по сравнению с другими видами запорной арматуры, являются:
- простота обслуживания и конструкции;
- небольшие размеры;
- малое сопротивление.
Задвижки могут изготавливаться из следующих материалов:
- стали;
- чугуна;
- цветных металлов и сплавов из них.
Управление задвижками происходит:
- ручным способом (вращением рукояти);
- электроприводом;
- гидроприводом.
Задвижки с электроприводом или гидроприводом преимущественно устанавливаются на промышленные трубопроводы.
Обозначение запорной арматуры (задвижки) определяет:
- вид и наименование устройства;
- условный рабочий диаметр;
- максимальное давление в системе;
- тип привода;
- положение устройства в рабочем состоянии;
- категорию размещения;
- климатическое исполнение;
- тип соединения устройства с трубопроводом.
Обозначение параметров задвижки
Назначение заслонок
Запорным элементов в заслонке является диск, который вращается вокруг оси.
Разновидность запорной арматуры для трубопровода
Заслонки преимущественно используются на трубопроводах, имеющих большой диаметр и находящихся под небольшим давлением, так как класс герметичности устройства достаточно низкий.
Заслонка может управляться:
- маховиком, приводящим в действие ось вращения (ручное управление);
- гидроприводом;
- электроприводом.
В большинстве случаев корпус запорного устройства изготавливается из чугуна, а поворотный диск – из стали.
Устанавливаются заслонки:
- методом сварки;
- фланцевыми крепежами.
Заслонки могут использоваться в трубопроводах с химическими жидкостями и канализационных системах. Для водоснабжения или отопления практически не применяются.
Марка запорной арматуры – задвижки, а так же номер партии, диаметр, давление и область определения обозначаются на корпусе устройства аналогично ранее приведенным схемам.
Арматура трубопроводная фланцевая
Фланцы, дополняющие арматурную конструкцию – это элементы крепления в виде металлических плоских колец или дисков с отверстиями по периметру. Сквозь отверстия продетые болты, либо шпильки затягиваются, обеспечивая надежное соединение. Фланцевая арматура – совокупность разного вида трубопроводных изделий с данным типом стыковки, она распространена в установках, работающих с широким диапазоном давления и температуры.
Фланцевая арматура может быть изготовлена из стали, она может работать в широком диапазоне давления и температуры
Возможность разобрать крепление позволяет произвести ревизию или ремонт арматуры и трубопровода. Конструкция, размеры, требования арматурных фланцев соответствует ГОСТ. Являясь частью арматурного корпуса, фланцы отливают из чугуна (серый, ковкий) или стали. На трубы аналогичный фланец приваривают.
Предельные параметры работы арматуры из чугуна и стали внутренних сетей приведены в таблице №1.
Таблица 1
Предельное значение Øу, мм | Материал | Рабочее давление, атм | Рабочая температура, оС |
200,0 | Чугун серый | 2,4; 12,5 | Любая; 300 |
300,0 | Чугун серый | 7,8 | 300 |
400,0 | Чугун серый | 12,5 | 200 |
500,0 | Чугун серый | 4,8; 12,5 | 300; 150 |
600,0 | Чугун серый | 7,8 | 150 |
80,0 | Чугун ковкий | 38,7 | 400 |
100,0 | Чугун ковкий | 24,2 | 300 |
любой | Сталь | 62,0 | 450 |
Фланцевая арматура применяется для труб диаметром от 50 мм, имеет внушительные размеры и вес. Ей не страшны перепады давления, температура рабочей среды может достигать 400оС, подходит любое положение в пространстве.
Арматура для полипропиленовых труб
Запорно-регулирующая трубопроводная арматура, виды соединительной арматуры полипропиленовых труб такая же, как и для полиэтиленовых. Рассчитана на давление до 20 атм, температуру среды до 90оС. Многие производители сейчас выпускают модели полипропиленовых элементов с обоймой из никелированной латуни горячей прессовки, которая составляет монолитную конструкцию, устойчивую к тепловому деформированию.
Пластиковые трубопроводы вполне успешно могут функционировать с арматурой, изготовленной из тех же полимеров
Наличие в полипропиленовых соединительных деталях встроенных латунных резьбовых разборных соединений позволяет оснащать пластиковый трубопровод металлической арматурой. Стоимость полиэтиленовых и полипропиленовых вспомогательных деталей значительно ниже металлических аналогов.
Арматура муфтовая
Одним из наиболее распространенных в технике является муфтовое соединение арматуры.
Его применяют для различных типов арматуры малого и среднего диаметра, работающих при низких и средних давлениях, корпус которых изготовлен из чугуна или сплавов цветных металлов. Если давление высокое, то предпочтительнее использовать цапковую арматуру.
В присоединительных патрубках муфтовой арматуры резьба находится с внутренней стороны. Как правило, это трубная резьба ─ дюймовая резьба с мелким шагом. Ее формируют различными способами ─ накаткой, нарезкой, штамповкой
Важно, что при мелком шаге резьбы высота зубьев не зависит от диаметра трубопровода
Снаружи присоединительные концы оформляют в виде шестигранника, чтобы было удобно пользоваться ключом.
Слово «муфта» пришло в русский язык из немецкого, а, возможно, из голландского языка, где mouw означает рукав. Муфта, как и клапан, – пример того, как портняжное дело и производство трубопроводной арматуры используют каждый в своей специальной терминологии одинаковые по звучанию, но несущие разную смысловую нагрузку слова. В технике муфтой называют не рукав, а короткую металлическую трубку, обеспечивающую соединения цилиндрических частей машин.
Мелкая резьба муфтового соединения плюс использование специальных вязких смазок, льняных прядей или фторопластового уплотнительного материала (ленты ФУМ) гарантируют его высокую герметичность. Муфтовое соединение не требует использования дополнительных крепежных деталей (например, болтов или шпилек, как во фланцевом соединении). Но нельзя не учитывать, что наворачивание муфты на резьбу с уплотнением требует немалых усилий, тем больших, чем больше диаметр трубопровода.